» »

Сообщение о главных буддийских праздниках. Праздники в буддизме. Буддийский календарь и буддийские религиозные праздники

24.09.2024

Буддийские праздники - это события, полные доброты и радости. Ежегодно буддисты всего мира отмечают множество праздников и устраивают фестивали, большинство из которых связано с важными событиями из жизни Будды или различных бодхисатв. Даты праздников устанавливаются согласно лунному календарю и могут не совпадать в различных странах и традициях. Как правило, в день фестиваля миряне отправляются в местный храм буддистов, чтобы ранним утром поднести монахам пищу и прочие предметы, а также послушать наставления в нравственности. Дневное время может быть посвящено помощи бедным, хождению вокруг храма или ступы в знак почитания Трех Драгоценностей, декламации мантр и медитации. Наиболее важные буддийские праздники кратко описаны ниже.

Буддийский Новый год

В разных уголках земли этот праздник приходится на различные даты. В странах Тхеравады (Таиланд, Бирма, Шри-Ланка, Камбоджа и Лаос) отмечается в день полнолуния апреля и празднуется три дня. В традиции Махаяны Новый год, как правило, начинается в первое полнолуние января, а основная часть тибетских буддистов празднует его в марте. В странах в этот день принято обливать друг друга водой.

Праздники в Традиции Тхеравады - Весак (День Будды)

Некоторые буддийские праздники имеют особую значимость и проводятся с большим размахом, например, Весак - День Будды. В полнолуние мая буддисты по всему миру отмечают день рождения, просветления и ухода Будды (за исключением когда праздник приходится на начало июня). Слово «Весак» используется согласно названию месяца по индийскому календарю.

Магха пуджа (День Сангхи)

Магха пуджа отмечается в полнолуние третьего лунного месяца и может приходиться на февраль или март. Этот священный день служит напоминанием о важном событии из жизни Будды, которое произошло в ранний период его деятельности как учителя. После первого затвора в сезон дождей Будда отправился в город Раджагаха. Сюда, без предварительной договоренности, после странствий вернулось 1250 архатов (просветленных учеников), дабы выразить почтение учителю. Они собрались в монастыре Верувана вместе с двумя старшими учениками Будды - достопочтимыми Сарипутрой и Моггаланой.

Буддистские праздники в традиции Махаяны - Уламбана (День Предков)

Последователи Махаяны отмечают этот праздник с начала восьмого лунного месяца по его пятнадцатые лунные сутки. Считается, что врата Ада открываются в первый день этого месяца и духи могут перемещаться в человеческий мир в течение двух недель. Подношения пищи, сделанные в этот период, могут смягчить страдания призраков. На пятнадцатый день, Уламбану, люди посещают кладбища, чтобы сделать подношение покойным предкам. Некоторые тхеравадины из Камбоджи, Лаоса и Таиланда также отмечают это ежегодное событие. У японских буддистов аналогичный праздник носит название Обон, начинается 13 июля, длится 3 дня и посвящается рождению ушедших предков семьи в новых телах.

День рождения Авалокитешвары

Данный праздник посвящен идеалу бодхисатвы, воплощенному Авалокитешварой, который олицетворяет собой совершенное сострадание в махаянской традиции Тибета и Китая. Праздник выпадает на полнолуние марта.

День Бодхи (День Просветления)

В этот день принято чествовать просветление Сиддхартхи Гаутамы, ставшего Буддой. Как правило, буддисты отмечают этот важный праздник восьмого декабря, декламируя мантры, сутры, медитируя и слушая учение.

Существуют и другие буддийские праздники, имеющие различные масштабы и свою уникальную специфику. Они могут проходить как ежегодно, так и иметь более частую периодичность.

Известный в народе как , праздник Весак – время буддистов со всего света, когда они собираются вместе и празднуют рождение, просветления и уход в паринирвану Гаутамы Будды. Празднования варьируются от медитаций и тихих молитв до раздачи милостыни монахам в составе длинных красочных процессий. В Индонезии подобные мероприятия проходят у храма Боробудур Махаяна, что делает его самой посещаемой достопримечательностью в стране. Весак отмечается каждый год в полнолуние в мае или июне.

(Всего 27 фото)

1. Буддисты со свечами вокруг статуи Будды в Весак в храме в провинции Накхон Патом на окраине Бангкока 17 мая. В этом году отмечается 2600-ая годовщина просветления Будды. Фото сделано с долгой экспозицией. (Chaiwat Subprasom/Reuters)

2. Буддийские монахи на церемонии в Весак у храма Ват Дхарммакайя в провинции Патум Тани на окраине Бангкока. (Damir Sagolj/Reuters)

3. Индонезийская мусульманка с буддистами выпускают фонарь у храма Боробудур в Весак в Магеланге 17 мая. Буддисты Индонезии празднуют Весак каждый год у этого храма, что делает его самым посещаемым объектом в стране. Праздник проходит в полнолуние в мае или июне, а главные церемонии проводятся в трех буддийских храмах, к которым идут паломники из Мендута в Павон. Маршрут заканчивается в храме Боробудур. (Ulet Ifansasti/Getty Images)

4. Буддисты медитируют в Весак в Ват Дхарммакая в провинции Патум Тхани на окраине Бангкока. (Damir Sagolj/Reuters)

5. Буддийские монахи молятся у храма Боробудур в Магеланге. (Ulet Ifansasti/Getty Images)

6. Огромное украшение в честь Весака на ежегодном буддийском фестивале в Коломбо, Шри-Ланка. (Lakruwan Wanniatachchi/AFP/Getty Images)

7. Буддисты на медитации в храме Боробудур в Весак – день рождения Будды. (Ulet Ifansasti/Getty Images)

8. Общий вид подсвечивающегося храма Боробудур, вокруг которого ходят монахи, в праздник Весак. (Ulet Ifansasti/Getty Images)

9. Буддистские монахи присоединились к процессии из храма Мендут в Боробудур в Магеланге. (Ulet Ifansasti/Getty Images)

10. Буддисты зажигают свечи у храма Боробудур в Весак. Буддисты Индонезии празднуют Весак каждый год в полнолуние в мае или июне. (Ulet Ifansasti/Getty Images)

11. Буддисты выпускают фонари у храма Боробудур. (Ulet Ifansasti/Getty Images)

12. Буддисты прибыли к храму на религиозную церемонию в Весак. (Dinuka Liyanawatte/Reuters)

13. Буддисты со свечами в храме Ват Дхарммакайя на празднике дня рождения Будды Весак. (Damir Sagolj/Reuters)

14. Буддистские монахи омывают и осыпают статую лежачего Будды у храма Дхаммадипа Арама в городе Маланг, провинция Востояная Ява, Индонезия. (Aman Rochman/AFP/Getty Images)

15. Буддистский монах с радио раздает инструкции перед молитвой в честь Весака в провинции Патум Тхани у Бангкока. (Damir Sagolj/Reuters)

16. Индонезийка дает милостыню монахам во время процессии в честь Весака в Магеланге. (Dwi Oblo/Reuters)

17. Уличный торговец фонариками накануне фестиваля Весак в Коломбо, Шри-Ланка. Страны с буддийской религией отметили день рождения Будды, называемый Весак. Это трижды благословенный день для буддистов, чествующих рождение, просветление и уход в паринирвану Будды. В этот день фонарики из бамбуковых палочек и красочной бумаги вывешивают у домов и украшают ими улицы. (Lakruwan Wanniarachchi/AFP/Getty Images)

18. Буддийские монахи на церемонии подношения милостыни в коммерческом районе Бангкока. 12 600 монахов пришли на церемонию в честь Весака – ежегодного празднования дня рождения, просветления и ухода в впаринирвану великого Будды. Эта церемония была организована в честь Будды и для моральной поддержки буддистских монахов и новичков из неспокойных южных провинций Таиланда. В этом году состоялось 2600-летие просветления Будды. (Damir Sagolj/Reuters)

19. Тысячи буддистских монахов проходят мимо верующих во время церемонии раздачи милостыни в Бангкоке. (Damir Sagolj/Reuters)

20. Молящийся буддистский монах у храма Боробудур во время празднования Весака. (Ulet Ifansasti/Getty Images)

21. Буддисты со свечами ходят вокруг храма Ват Дхарммакайя в Весак в провинции Патум Тхани. (Damir Sagolj/Reuters)24. Молящаяся верующая у буддийского храма на фестивале Пурнима (Весак) в Чандигархе, Индия. (Ajay Verma/Reuters)27. Буддисты выпускают фонарики во время празднования Весака в городке Магеланг, провинция Центральная Ява. Считается, что храм был построен в 8-ом веке, он стал центром молитвы и поклонения Будде в Весак – день рождения, просветления и ухода Будды в паринирвану, празднуемый буддистами во всем мире. (Clara Prima/AFP/Getty Images)

Здравствуйте, уважаемые читатели.

Несмотря на большое количество направлений буддизма, основные религиозные даты в нем связаны с важными событиями жизни Сиддхартхи Гаутамы (Будды), а потому едины практически для всех буддийских традиций. Эта статья расскажет об основных буддийских праздниках и знаковых для верующих датах.

Учение Гаутамы Будды – одна из крупнейших мировых религий, которая существенно отличается от более привычного для нас христианства или ислама. Основные буддийские праздники имеют свои особенности, так как проходят они в атмосфере аскезы, особенно строгого соблюдения обетов, традиций.

Религиозные традиции буддизма

Согласно религиозному учению Будды (Дхамма, Дхарма) в дни праздников любые воздействия на карму усугубляются многократно, поэтому в эти торжественные периоды особенно важно вести праведный образ жизни, не совершать поступков, которые могут негативно отразиться на карме. Приверженцы Дхармы верят в мистическую сущность всего происходящего на Земле. Своими праведными поступками они делают все возможное, чтобы улучшить карму не только свою, но и всего человечества.

Буддисты пользуются лунным календарем, а потому праздники в нем скользящие – каждый год они приходятся на разные даты. К наиболее важным торжествам относятся:

  • Весак – День рождения, Просветления и смерти Будды;
  • Асалха – день первой проповеди Будды;
  • Асола Перахара – праздник зуба Будды;
  • Саагалган – буддийский Новый год;
  • Праздник слонов – день памяти об одной из важнейших проповедей Гаутамы;
  • Бун-Катхин – день одаривания монахов.

На заметку. Далеко не все памятные дни носят характер культа. Какие-то праздники посвящены достаточно обыденным событиям, являются скорее мирскими – направленными на то, чтобы привлечь интерес к учению Гаутамы, сделать людей добрее, справедливее.

Весак или День рождения Будды

Это одна из наиболее знаковых дат для любого буддиста. Согласно легенде, Будда родился, достиг просветления и умер в один день (но в разные годы) – во время майского полнолуния. По григорианскому календарю праздник приходится на конец мая – начало июня. Кстати, само слово «Весак» означает название месяца (второго по древнеиндийской календарной традиции), когда произошли все эти события.

Традиционно празднование продолжается целую неделю. В храмах устраивают праздничные молебны с песнопениями и зажиганием сотен свечей. Буддисты всего мира усиленно молятся, рассказывают о жизни и учении своего гуру, зажигают бумажные фонарики, медитируют. Присоединиться к прославлению учителя и молитвам могут все желающие. Приветствуются групповые медитации, подношения монастырям, доказывающие приверженность ценностям буддизма.

Асала или День Дхаммы

В буддийской традиции этот день вполне можно сравнить с христианской пасхой – настолько значим и важен он для каждого приверженца учения Гаутамы Будды. Именно в этот день, приходящий на первое полнолуние древнеиндийского восьмого месяца (июль), великий гуру впервые выступил с проповедью перед своими пятью учениками, поведав о Дхамме – учении, позволяющем достичь Просветления.

По традиции каждый верующий буддист должен провести этот день также – за медитациями и попытками достичь состояния сатори (пробуждение от сна неведения, позволяющее постичь истинную природу мира).

Асола Перахара

Это больше мирской праздник, отмечаемый в честь интересного события – находке чудом оставшегося целым после сожжения Будды его зуба. Он долгое время хранился в индийском храме, но потом был перевезен на Шри-Ланку, чтобы уберечь реликвию от захватчиков и недоброжелателей. Там зуб находится и по сей день.

Асола Перахара особенно популярно именно на Шри-Ланке. Отмечают праздник целых две недели, провозя ларец с реликвией на спинах слонов по крупным городам и религиозным центрам острова.

Сагаалган – Новый год

Одно из немногих буддийских торжеств, которое отмечается различными течениями в разное время. Кстати, этот день посвящен не столько самому Будде, сколько богине Шридеви – повелительнице времени и хранительнице тайн жизни и смерти.

Традиции празднования примерно одинаковые во всех буддийских традициях. Монахи и приверженцы культа Дхаммы в эту ночь не спят, а усердно молятся и поют мантры. Считается, что это позволит привлечь удачу в будущем году. Эту ночь буддисты обычно проводят в кругу семьи, а в качестве праздничных блюд традиционно используют молочные продукты.


Праздник слонов

Этот мирской праздник посвящен одной из самых важных и знаковых притч буддизма о диких слонах, которых ставят в одну упряжку с дрессированными, чтобы обучить. Так и люди должны следовать за Просветленными, чтобы самим приблизиться к гуру и познать учение Дхамму. В этот день приняты традиционные шествия и обряды – медитация, молитвы, песнопения, зажигание лампад и бумажных фонариков.

Бун-Катхин

Еще один мирской праздник, в который принято приглашать в гости монахов, кормить их и одаривать одеждами. Цель такого обычая – сделать весь мир и людей, которые еще не пришли к Дхамме, более терпимыми и добрыми. Особенность традиций в том, что одеяние, подготовленное для подарка, должно быть сшито своими руками, что придает ему особую значимость и символизм.

Другие торжественные даты

Список буддийских праздничных дат гораздо обширнее. Некоторые торжества отмечаются лишь отдельными направлениями религии, некоторые являются более общими. Среди других знаковых дат следует упомянуть:

  • Лхабаб Дуйсэн – нисхождение Будды в земной мир для финального перевоплощения, празднуемое в октябре – ноябре;
  • День рождения Далай-ламы – событие, отмечаемое по европейскому календарю ежегодно 6 июля;
  • Зула Хурал – день памяти основателя тибетской школы буддизма Богдо Цзонхавы.


Заключение

Эти, а также другие вышеперечисленные главные праздники имеют особенное значение не только для верующих, но и для мирян, проживающих в традиционно буддийских регионах. Поэтому они почти всегда сопровождаются красивыми шествиями, совместными молитвами, проповедями учения Гаутамы.

Уважаемые читатели, если статья показалась вам интересной, поделитесь ею в социальных сетях.

Знаменат. дни в странах, где исповедуется буддизм. Они вписываются в опред. среду, функционируют в ее культурной традиции и, соответственно, несут ее этноспецифич. черты. Памятные даты, отмечаемые буддистами, носят обшегос-венный характер в странах, где буддизм является осн. формой вероисповедания или же составляет часть национального праздничного цикла, совмещаясь с уже существовавшими традиц. праздниками и образуя цельную синкретич. систему. Праздник Нового года не является собственно будд., но участие будд. монахов в новогодних торжествах было обязательным и могло превращаться в самостоятельный гл. праздник года, как Монлам чхенмо у тибетцев, или оставаться составной частью народной новогодней обрядности. Все будд. праздники, начиная с Нового года. отмечаются по лунному календарю и даты их, как правило, смещаются в пределах полутора-двух месяцев. В феврале - марте в странах Вост. и Цент. Азии, в марте - апреле в странах Южн. и Юго-Вост. Азии отмечается Новый.год, в это время сооружаются песчаные горки, символизирующие гору Меру, участники праздника обливают друг друга водой, окропляют водой статуи Будды, организуются выставки, ярмарки, а ныне - даже конкурсы красавиц и т. д. В апреле - мае во всех монастырях празднуется тройной праздник: рождение Будды, его просветление и погружение его в нирвану. Устраиваются шествия, монахи всю ночь читают молитвы и рассказывают верующим истории о жизни Будды и его учеников. Торжество завершается подношением пищи и всевозможных подарков членам сангхи. В день омовения Будды совершали омовение изображений будд подслащенной водой и осыпали их цветами в знак памятных событий, происшедших в роще Лумбини во время рождения принца Сиддхартхи: в этот день совершались шествия с зажженными лампадами. Во всех будд. странах под разными названиями отмечается День поминовения усопших (Юйланьпэнь, Маньхонил, Улламбана, Урабон, о-бон) - обряд поклонения душам усопших. Маудгальяяне, ученику Будды, было видение Образа матери, страждущей от голода в загробном мире. Он приготовил матери еду, но еда превратилась в уголья огненные. Будда объяснил, что мать наказана за грехи. В этот день зажигают фонари,приводят в порядок могилы, в храмах служат молебны, выставляют приношения богам и предкам, кормят нищих.Начало сезона дождей (июнь - июль) отмечается уходом в монастырь части молодежи, чаще всего на время дождливого сезона. Вхождение в сангху - дорогостоящая церемония, поэтому часто семьи объединяются и устраивают ее сразу для нескольких человек. Этот праздник отмечается как в национальном масштабе, так и во всех будд. общинах и семьях. С сер. октября до сер. ноября проводятся обряды и церемонии, посвященные окончанию дождливого сезона, выходу части монахов из сангхи, дарению одежды членам сангхи. С т. зр. доктринальных положений буддизма трехмесячное пребывание в монастыре во время дождливого сезона объясняется пребыванием Будды на небесах таватимсы в царстве Сакка (Индры), где он читал проповеди богам и своей матери, возродившейся на этих небесах. Члены сангхи, к-рым на период дождей запрещается покидать монастырь, могут, согл. учению, с помощью медитации подняться на небо тиватимсы и слушать проповеди Будды, тем самым обретая неисчислимое количество заслуг. По окончании дождливого сезона отмечается и спуск Будды на землю: во всех монастырях проводятся спец. церемонии, в ночь полнолуния площади, улицы, дома, монастыри, ступы иллюминируются горящими свечками, масляными лампами, цветными электрич. лампочками. В нек-рых монастырях под звуки фанфар снимают статуи Будды с высоких пьедесталов и в сопровождении процессии монахов везут по улицам, символизируя этим актом спуск Будды на землю. Завершается празднество церемонией катхина, проводимой во всех монастырях. Во многих районах подарки членам сангхи вручаются поочередно, для этого в монастырях вывешиваются желтые флаги, указывающие на проходящую в них церемонию катхина - чтение свящ. текстов. Нек-рые миряне участвуют в нескольких церемониях катхина, стремясь получить как можно больше заслуг. В июне - июле отмечается праздник прихода на землю Майтреи - будды Грядущего мирового периода. Он сопровождается торжеств. объездом вокруг монастырей колесницы, в к-рой восседает статуя Майтреи и в к-рую впряжен конь зеленого цвета. Отсюда название праздника - Круговращение Майтреи. В ноябре - декабре отмечается праздник, во время к-рого монахи читают прихожанам разл. истории из жизни Будды. Многие верующие в этот период переселяются в монастырь, здесь они спят и принимают пищу. Чтение текстов прерывается только молитвами и трапезой монахов. На территории монастыря царит праздничная атмосфера. Сюда стекается множество торговцев, здесь продают сладости, фрукты, еду, игрушки для детей. Этот праздник также приносит множество заслуг верующим. В феврале - день всех святых, в этот день происходит закладка новых зданий и культовых сооружений в монастыре. В феврале - марте организуются церемонии по чтению джатак. В регионах распространения ламаизма (Тибете, Монголии, Бурятии, Калмыкии) 25 декабря отмечается день рождения Цзонхавы, основателя школы гелугпа. Помимо общенац. праздников, обряды и церемонии совершаются по т. н. лунным дням (четыре фазы Луны), к-рые считаются праздничными днями у буддистов стран тхеравады; переход из одной возрастной группы в другую также сопровождается спец. церемониями, как все важные события в семье: постройка дома, свадьба, похороны. Несмотря на веру в карму, обряду погребения придается чрезвычайно важное значение: в каждой стране существует сложный ритуал «отпевания», исполняемый будд. монахами. Продолжительность обряда зависит от достатка семьи покойного, известны случаи, когда этот обряд (до кремации тела) длился по неск. месяцев, а в Таиланде похоронный обряд над телом патриарха затянулся на три года (с 11 нояб. 1958 до 26 апр. I960). Мн. будд. праздники имеют древнее добудд. происхождение. Праздничные даты вычисляют по спец. календарю с учетом местных систем счисления.В. И. Корнев, - Е. Д. Огнева

  • - см.: Народные гуляния, День города...

    Екатеринбург (энциклопедия)

  • - нерабочие дни, посвященные памяти какого либо знаменательного события в жизни религиозной, национальной или государственной...

    Казачий словарь-справочник

  • - 1961, 93 мин., ч/б. жанр: мелодрама. реж. Владимир Шредель, сц. Юлиан Семенов, опер. Аполлинарий Дудко, худ. Виктор Савостин, комп. Исаак Шварц, зв. Владимир Яковлев...

    Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)

  • - ожерелье с нанизанными на него зернами, используемое для счета молитв. В текстах и иконографии встречаются с 3 в. н. э. Классич. и наиб. часто встречающиеся Ч. б. имеют 108 зерен...
  • - Наиболее важные праздники русской православной церкви...

    Религиозные термины

  • - К восьми символам благоприятного предзнаменования относятся раковина, зонтик, накидка, волшебный узел, рыба, лотос, ваза и Колесо Закона...

    Словарь символов

  • - древнерусская церк. певческая книга, содержащая "нотные службы на дни двунадесятых господских и богородичных праздников ". П. были впервые изданы в 1772 в квадратной ноте, в цефаутном ключе...

    Музыкальная энциклопедия

  • - Официальные праздники, отмечаемые в Великобритании, во время которых банки закрыты. Это Новый год, Пасха, Майский день, Банковский праздник весны, Августовский банковский праздник и День на святках...

    Словарь бизнес терминов

  • - Официальные праздники, отмечаемые в Великобритании, во время которых банки закрыты...

    Финансовый словарь

  • - установленные обычаем, празднуются в казачьих войсках донском, кубанском, уральском, оренбургском, сибирском, семиреченском и забайкальском; предполагается установить их в войсках терском и астраханском...
  • - нотная книга, содержащая песнопения на дванадесятые Господские и Богородичные праздники. Песнопения в книге П. расположены в том порядке, в каком праздники следуют в году, начиная с сентября...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - У праздника не без бражника...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Богор"одичные пр"...

    Русский орфографический словарь

  • - Ср. У нас так праздник каждый день, Василий Семенович, где бражник, там и праздник. Островский. К.З. Минин. 3, 1, 4...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Гдѣ бражники, тамъ и праздники. Ср. У насъ такъ праздникъ каждый день, Василій Семеновичъ, гдѣ бражникъ, тамъ и праздникъ. Островскій. К. З. Мининъ. 3, 1, 4...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - ...

    Словарь антонимов

"буддийские праздники" в книгах

Глава 21 Буддийские монастыри

автора Нэфф Мэри К

Глава 21 Буддийские монастыри

Из книги Личные мемуары Е. П. Блаватской автора Нэфф Мэри К

Глава 21 Буддийские монастыри В 1864 году Блаватская наконец достигла своей цели - ашрама Учителя, но ранее она уже бывала в Тибете. Критикуя брошюру Артура Лилли «Будда и ранний буддизм», она писала: «В разное время я жила и в Малом, и в Большом Тибете, всего провела там более

Буддийские талисманы

Из книги Народные приметы, привлекающие деньги, удачу, благополучие автора Белякова Ольга Викторовна

Буддийские талисманы Будда. Его изображение несет успокоение, а вообще оно имеет много значений. Талисман с Буддой в образе человека способствует покою и умиротворенности.Мандалы. Тибетцы создают их из разноцветного песка, вырезают или рисуют. Они могут быть плоскими

3. Буддийские и иные параллели

Из книги Уральская Гиперборея автора Демин Валерий Никитич

3. Буддийские и иные параллели Буддийская философия восприняла многие аспекты предшествующих древнеарийских представлений о нагах. Считается, что сам царевич Шакьямуни в своих прошлых перерождениях, до того как стать Буддой, несколько раз становился нагом. Теснейшим

Буддийские притчи

Из книги Лучшие притчи. Большая книга. Все страны и эпохи автора Мишаненкова Екатерина Александровна

Буддийские притчи АвторствоОдин буддийский мастер прочел ученикам прекрасный текст, который растрогал всех. Ученики сразу же спросили:– Кто написал его?– Если я скажу, что это Будда, вы будете благоговеть перед текстом, возлагать каждое утро на него цветы и отдавать

Буддийские притчи

Из книги Душа Востока автора Хорев Валерий Николаевич

Буддийские притчи Буда принес в ведическую культуру Индии новое понимание и новые требования. Если пророки, приходившие до него, направляли усилия на развитие веры в Единого Бога, то Будда разрушал в сознании учеников всякое слепое верование, ибо оно мешало разуму

Буддийский календарь и буддийские религиозные праздники

Из книги Кухня века автора Похлёбкин Вильям Васильевич

Буддийский календарь и буддийские религиозные праздники Хотя буддизм наряду с Буддой и его многочисленными перевоплощениями признает еще 1000 богов и божеств, которые якобы населяют небо и каждый из которых «заведует» какой-нибудь маленькой, конкретной «отраслью»

Буддийские монахи

Из книги Древний Восток автора

Буддийские монахи Одним из центральных образов буддийской литературы является «чакравартин» («вращающий колесо»). «Колесо» стало символом буддийского учения (дхармы), «вращение колеса» обозначало продолжение существования учения и его развитие, а тот, кто «вращает

Буддийские ступы из Санчи

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Буддийские ступы из Санчи В Санчи (Западный Декан) находятся, пожалуй, самые известные и хорошо сохранившиеся древние буддийские ступы. Еще при Ашоке здесь существовала деревянная ступа; в последующие века, при династии Сатаваханов, она была подвергнута перестройке -

Буддийские ступы

Из книги Тадж-Махал и сокровища Индии автора Ермакова Светлана Евгеньевна

Буддийские ступы Ступой называется буддийский мемориальный и погребальный памятник, служивший также и местом хранения буддийских реликвий. В центральной части Индии, в Санчи, сохранилась Большая ступа № 1, построенная при Ашоке и значительно расширенная во II в. до

БУДДИЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ

Из книги 100 великих праздников автора Чекулаева Елена Олеговна

БУДДИЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ Пятнадцать чудес Будды Вскоре после того, как Будда стал проповедовать своё учение, у него появилось много учеников. Но несколько монахов возненавидели его за безграничную власть и стали издеваться над его учением, стали демонстрировать народу

5.2. Буддийские праздники и церемонии

Из книги Специальные виды туризма автора Бабкин А В

5.2. Буддийские праздники и церемонии Существуют четыре основные традиции проведения буддийских праздников и церемоний: тибетская, японско-китайская, тхеравады и западной буддийской общины. В разных странах и регионах буддийские праздники отличаются. Буддийские

БУДДИЙСКИЕ ПРИТЧИ

автора Кукушкин С. А.

БУДДИЙСКИЕ ПРИТЧИ БуддаБлаженно уединение радостно познавшего и узревшего истину;Блажен непоколебимый, и ежечасно умеющий обуздать себя,Блажен положивший конец всем страстям, всем желаниям;Победа над строптивой самостью - величайшее блаженство.МахаваггаГаутама

БУДДИЙСКИЕ ПРИТЧИ

Из книги Притчи. Ведический поток автора Кукушкин С. А.

БУДДИЙСКИЕ ПРИТЧИ БуддаБлаженно уединение радостно познавшего и узревшего истину;Блажен непоколебимый, и ежечасно умеющий обуздать себя,Блажен положивший конец всем страстям, всем желаниям;Победа над строптивой самостью - величайшее блаженство. МахаваггаГаутама

Буддийские обеты

Из книги Классический буддизм автора Ермакова Т В

Буддийские обеты В разделе, посвященном буддийской канонической литературе, уже говорилось, что Пратимокша составляет смысловой центр Виная-питаки, будучи сводом правил, определивших поведение членов сангхи. Сущность буддийской дисциплины состояла не в предписании


День Бодхи - буддийский праздник, традиционно отмечается в 8-й день 12-го лунного месяца по китайскому календарю. Дерево Бодхи считается самым священным деревом в мире. Это дерево под которым медитировал Будда.

По преданию, в 35 лет (564 год до н.э.), после 6-летней аскезы в пещере в верховьях реки Фалгу, притоке Ганга, Сиддхартха Гаутама дошел до крайности истощения. Стало понятно, что чрезмерный пост не привел ни к чему, кроме как к помутнению сознания. Желая напиться из реки, обессиленный аскет свалился в нее. От смерти его спасло только мелководье - в жару река почти пересохла. Течение вынесло Гаутаму на берег рядом с местечком Гая. Здесь его обнаружила местная крестьянка Суджанта.

Пожалев Гаутаму, она принесла ему еды. Поев, Сиддхартха расположился под большим баньяном, растущим на берегу Фалгу. Совершив омовение, бывший принц наполнил водой глиняный горшок, в котором Суджанта принесла ему еды, и бросил его в реку. Однако горшок не утонул, что Сиддхартха расценил как хорошее предзнаменование. Так, он решил расположился под баньяном и не вставать до тех пор, пока не достигнет понимания истинного порядка вещей. К Будде явился демон Мара. Чтобы вывести аскета из состояния медитации, он напустил бурю, землетрясение и тучи насекомых.

Но тот оставался непреклонен. Тогда Мара, памятуя о веселой юности царевича, подослал к нему своих дочерей. Но Будда нашел силы, чтобы прочитать им небольшую проповедь о бессмысленности потакания страстям. После этого демоны отчаялись помешать ему. На 49-й день Сиддхартха постиг устройство вселенной и стал Просветленным. В этот момент снова появился Мара и потребовал доказательства великого события. На это сидящий Будда коснулся правой рукой земли, и та ответила: "Я свидетельствую это".

Дерево Бодхи (Бо), или "Дерево Просветления", как называют его индийцы, - это баньян, (индийская смоковница), или Ficus religiosa, по-латыни. Под ним находился Будда в момент просветления. Правда, это не именно то дерево, а его пра-правнук. Первым, кто посягнул на священную реликвию, был сам Ашока, исповедовавший первоначально индуизм. Царь хотел сжечь его на ритуальном костре, однако дерево не загорелось. Вместо этого оно начало светиться. Раскаяние и обращение царя к буддизму последовали столь скоро, что ему удалось спасти святыню, отмочив корни в воде и молоке. Позже, Ашоке пришлось спасать Бо от собственной жены, враждебно настроенной против новой религии.

Он был вынужден построить вокруг святыни 3-х метровую стену. А вот принцесса Цейлона Сангхамитта, была, напротив, столь расположена к буддизму, что специально приезжала к Ашоке, дабы взять с собой отросток священного дерева и посадить его в саду Анурадхапура. Дерево, выросшее из него, сохранилось до сих пор. По мнению ученых, его возраст составляет 2150 лет. Именно благодаря ему, индийским буддистам удавалось не раз воскрешать главную реликвию Бодхгаи.