» »

Педсовет на тему «Развитие творческих способностей детей в процессе художественного конструирования. Педсовет "развитие творческих способностей учащихся" Педсовет по развитию творческих способностей

06.09.2024

Дошкольный возраст-один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.

Проблема развития творческих способностей очень актуальна в наши дни, ведь из закомплексованных, неуверенных в себе детей вряд ли смогут вырасти действительно творческие личности. Самая главная наша задача-воспитать людей неравнодушных, ищущих, способных к преобразующей деятельности.

Творческие возможности детей дошкольного возраста наиболее ярко проявляются в интересной и доступной для них театральной деятельности. Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе лежит игра, а потребность в игре у детей дошкольного возраста велика. Дети с удовольствием включаются в творческий процесс, если он связан с игрой.

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Детский театр-вот ответ на все вопросы. Театр-это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!

Театральное представление дает детям яркие художественные впечатления, учит внимательно следить за развертывающимся сюжетом, побуждает малышей принять активное участие в действии. Дети немного волшебники, они умеют менять мир по-своему «хотению» и потом жить и действовать в этом мире. Важно не только научить изображать героев или выражать те или иные эмоции, а дать детям возможность выразить свои способности.

Воспитание театром-очень действенное и активное воспитание и необязательно впоследствии выбирать работу актера, режиссера, драматурга, художника, музыканта, пусть просто наши дети по жизни понесут чувство прекрасного, которое они испытали в стенах детского сада. Если ребенка не научить мечтать, чувстовать, любить, не пробудить в нем все красивое и доброе, вряд ли он сможет выбрать себе настоящую дорогу в жизни.

Детство проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребенок имеет свои вещи, игрушки, мебель, одежду и т.д. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх полюбившихся персонажей из сказок, из знакомых произведений, взрослых. В игре ребенок примеряет на себя разные роли.

Особое значение в дошкольных учреждениях нужно уделять театрализованной деятельности, которая помогает формировать правильную модель поведения в современном мире, повышает общую культуру ребенка, знакомит его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и воспитателями в необычном волшебном мире.

Театральные выступления, сказки, спектакли, миниатюры требуют участия не только детей, воспитателей в подготовке, но и родителей. Родители чаще выполняют роли костюмеров, декораторов. Костюмы, выполненные умелыми руками мам, бабушек, делают представление ярким, зрительно насыщенным. Какое удовлетворение от выступлений получают наши маленькие актеры. Море эмоций и радость испытывают наши зрители.

Занятия театральной деятельностью не только развивают детей, их художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию,творчеству в любой области. Для ребенка театрализованное представление-это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.

Плакатный доклад. Заместители (символы и модели) как средство развития творческих способностей детей

Гипотеза: процесс развития творческих и креативных способностей детей дошкольного возраста на занятиях продуктивной деятельностью будет наиболее эффективен, если использовать заместители (символы и модели).
Цель: выявить эффективность использования знаков (символов и моделей) для развития творческих и креативных способностей детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности (изодеятельнось и художественный труд)
Задачи:
1. Способствовать развитию творческих способностей воспитанников посредством использования технологии развития знаково-символической деятельности.
2. Сформировать навыки в применении простейших форм символизации, условного обозначения предметов и объектов в рисовании и художественном труде, научить детей пользоваться схемами и алгоритмами в рисовании и художественном труде, формировать умение моделировать.
3. Использовать развивающую предметно-пространственную среду для развития и поддержания интереса детей к художественно – творческой деятельности.
*****
Как показали исследования, ребенок рано овладевает замещениями объектов в игре. Период дошкольного детства часто называют временем символизма, т.к. логические мыслительные операции только еще формируются в интеллекте, опираясь на внешние объекты. Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума.

Первым этапом становления знаково-символической деятельности является замещение, оно развивается на протяжении дошкольного детства, качественно изменяясь. По мере освоения ребенком игры, речи, рисования на смену изолированным заместителям приходят их системы.
В качестве условных заместителей выступают символы разнообразного характера:
геометрические фигуры;
символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
силуэтные и предметные картинки;
планы и условные обозначения, используемые в них.

Второй этап становления знаково-символической деятельности - моделирование. В его основе лежит замещение - возможность переноса значения с одного объекта на другой, возможность репрезентировать одно через другое.
Модели - это формы особых абстракций, в которых существенные отношения объекта закреплены в наглядно-воспринимаемых и представляемых связях и отношениях, вещественных или знаковых элементах. Особенность моделирования как метода обучения в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов.
Виды моделей:
1.Предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов.

2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-заместителей и символов. Примером могут послужить различные алгоритмы последовательности действий (последовательность рисования).

3. Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть схемы путешествий, которые часто рисуют старшие дошкольники.

Третий этап становления знаково-символической деятельности - умственное экспериментирование. Здесь лежат широкие возможности развития креативности и творческих способностей ребенка. Третий этап характеризуется наличием всех процессов, в которых знаково-символическая деятельность находит своё воплощение: замещение, кодирование, моделирование, схематизация и обобщение.
Технология развития знаково-символической деятельности как средства развития творческих способностей детей
требует соблюдения следующих принципов обучения:
развивающий и воспитывающий характер обучения;
научность содержания и методов образовательного процесса;
систематичность и последовательность;
творческая активность и самостоятельность;
наглядность;
доступность;
рациональное сочетание коллективных и индивидуальных форм работы.

Этапы развития наглядного моделирования:
Усвоение и анализ сенсорного материала;
Перевод его на знаково-символический язык;
Работа с моделью.

Этапы развития навыков наглядного моделирования решают следующие дидактические задачи:
1. Знакомство с графическим способом представления информации.
2. Формирование навыка дешифровки модели.
3. Формирование навыка самостоятельного моделирования.

Вывод:
Несформированность замещения тормозит осваивание моделирования, замедляет и шаблонизирует развитие воображения и, как следствие, развитие творческих и креативных способностей ребенка. Планомерное развитие замещения и моделирования расширяет возможности ребенка в творчестве. Понятно, что в дошкольном возрасте способность к моделированию только начинает развиваться. Поэтому необходимо создать условия, в которых дошкольник получит широкую возможность приобретения необходимых навыков замещения и моделирования для перехода на качественно более высокий уровень развития знаково-символической деятельности, для которого необходимо слияние линий развития воображения и мышления, где свободный полет воображения соединяется с прочной логикой мышления, что становится фундаментом творческих процессов.

Педсовет №3

Тема «Художественно эстетическое развитее дошкольников».

Цель: расширить знания педагогов и привлечь внимание к работе с детьми по художественно – эстетическому развитию.

Задачи:

1.Выявить и проанализировать эффективность используемых форм и методов художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в ДОУ 2.Познакомиться с инновационными формами художественно-эстетического развития дошкольников.

Подготовка к педсовету:

    Изучение научно - методической литературы по данной проблеме.

    Проведение тематического контроля «Художественно – эстетическое развитие детей».

    Проведение смотра - конкурса уголков художественного творчества.

Повестка дня:

    Сообщение «Художественно-эстетическое развитие дошкольников»

заведующий Кривохижина Л. Е.

    Итоги тематического контроля - (аналитическая справка по результатам тематической проверки)

    Анализ анкетирования родителей по теме «Художественно-эстетическое развитие дошкольников»

старший воспитатель Семенова Е. В.

    Деловая игра «Путешествие в художественно-эстетический мир».

старший воспитатель Семенова Е. В.

    Результаты смотра – конкурса уголков художественного творчества.

старший воспитатель Семенова Е. В.

    Решение педсовета.

заведующий Кривохижина Л. Е

1. Сообщение «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников»

В современном обществе происходят социальные и экономические перемены. Это сказывается и на образовании, которое находится на этапе модернизации в связи с «Федеральными государственными стандартам к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, считая его мерилом человеческих ценностей.

Именно поэтому многие детские сады уделяют большое внимание художественно-эстетическому развитию воспитанников.

В наше время проблема художественно-эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед образованием вообще и дошкольным образованием в частности.

Педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве"

Таким образом, художественно-эстетическое воспитание - это формирование в человеке художественно-эстетического отношения к действительности и активизации его до творческой деятельности по законам красоты.

Художественно-эстетическое воспитание должно формировать художественный вкус, вырабатывать и совершенствовать в ребенке способность эстетического осознания прекрасного в искусстве и в жизни, умение правильно понимать и оценивать его.

Художественно-эстетическое воспитание имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически и художественно развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению и без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах.

Академик Лихачев, также как и многие другие педагоги и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности.

Сущность данного процесса можно определить следующим образом: Во-первых, это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача художественно-эстетического воспитания заключается в формировании художественного вкуса. И, наконец, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, развитие умения творчески создавать продукты художественного творчества.

Главное - воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности. Помимо формирования художественно-эстетического отношения детей к действительности и искусству, художественно-эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Оно способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.

Задачи:

    первая - это создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям. Суть этой задачи состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Педагог должен умело подобрать по указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать нашим представлениям о красоте.

Таким образом, будет формироваться чувственно-эмоциональный опыт. Необходимы также конкретные знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей;

    вторая задача художественно - эстетического воспитания состоит в "формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими";

    третья задача художественно-эстетического воспитания связана с формированием у каждого воспитуемого художественно-эстетической творческой способности. Главное состоит в том, чтобы "воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его "по законам красоты". Суть этой задачи заключается в том, что ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, самостоятельно создавать продукты творчества.

Большинство исследователей выделяют следующие категории: эстетическое восприятие, эстетический вкус, формирование эстетического идеала и эстетической оценки.

Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности.

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно – творческой деятельности и самодеятельности детей. Хоровое пение, народные танцы, игра на инструментах, сочинение песен, стихов, рассказов, театральные постановки знакомят детей с произведениями искусства, шлифует исполнительские навыки, становится содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей. Согласно теории самооценности дошкольного периода жизни человека А. В.Запорожца, основной путь развития ребёнка в период дошкольного детства – это амплификация развития, то есть обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребёнка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности. Наиболее близкие и естественные для ребенка – дошкольника виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно – театральная деятельность, детский труд и самообслуживание – занимают особое место в системе художественно-эстетического воспитания. Но именно художественная деятельность, насыщенная амплификацией, ярко - эмоционально окрашенная от полученного удовлетворения занятиями любимыми видами художественной деятельности, помогает, не насилуя ребёнка сухой дидактикой, добиваться к семи годам тех же результатов, что и интеллектуальные программы. И, кроме того, как результат художественно-эстетического воспитания – духовно богатую, всесторонне развитую личность. Именно поэтому необходимо уделять большое внимание художественно-эстетическому развитию воспитанников. Одной из основных целей педагогического коллектива должно быть развитие творческого потенциала ребёнка, создание условий для его самореализации. Для получения ожидаемых результатов в дошкольном учреждении должна быть создана система работы по художественно-эстетическому воспитанию, которая состоит из взаимосвязанных между собой компонентов: обновление содержания образования (выбор программ и технологий); создание условий для эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое и материально- техническое обеспечение создание предметно – развивающей среды, создание гармоничного дизайна территории и помещений детского сада);организация учебно-воспитательного процесса (работа с детьми и родителями); координация работы с другими учреждениями и организациями.

Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на художественно – эстетическое развитие дошкольников, строится в ДОУ в трех направлениях:

Специально организованное обучение;

Совместная деятельность педагогов и детей;

Самостоятельная деятельность детей.

Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы работы: групповые и подгрупповые занятия, праздники, развлечения, тематические музыкальные вечера, недели творчества, дидактические игры, выставки рисунков и поделок, создание книг – самоделок, кружковую и студийную работу; свободную художественную деятельность; организацию спектаклей, развлечений, конкурсов, выставок, фестивалей, праздников; музейную педагогику; эстетическое оформление интерьеров; участие в городских мероприятиях, и т.д.

Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством.

Программа «Художественно-эстетического воспитания» в ДОУ включает ознакомление детей с искусством, эстетику развивающей среды, изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование и ручной труд, музыкальное воспитание, культурно- досуговую деятельность. синтез искусств; вокал; хореографию, театрально - игровую деятельность; все виды продуктивной деятельности, краеведение.

Реализация задач художественно-эстетического воспитания наиболее оптимально будет осуществляться при следующих условиях:

Максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Основой художественно-эстетического воспитания является искусство и окружающая жизнь.

Взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательно-образовательной работой, дающей разнообразную пищу для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества.

Интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества; формированию образных представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения.

Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения.

Организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.

Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания.

Обеспечение преемственности в художественно-эстетическом воспитании между всеми возрастными группами детского сада, а также между детским садом и начальной школой.

Тесная взаимосвязь и взаимодействие детского сада с семьей.

Широкая опора на региональный материал, его специфику: природу, искусство - как классическое, так и народное. Знакомство с современным искусством и его творцами, работающими в поселке, городе, крае. Познание детьми достопримечательностей, их окружающих, знаменательных событий.

Условия художественно-эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. В основе эстетического воспитания лежит совместная деятельность взрослого и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социально, природной, предметной среде. Эстетическое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально и избирательно. В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное. Ребенок всегда откликается на красивое в природе, предметном мире, искусстве, на добрые чувства людей. Большое значение при этом имеют личный опыт малыша, его побуждения, стремления, переживания

Художественно-эстетическое развитие дошкольников осуществляется непосредственно по образовательным областям: «Познание», «Коммуникация» «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений. Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.

Среди методов художественно-эстетического воспитания можно выделить следующие:

    метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное и осуждение безобразного в окружающем мире. Этот метод предполагает, что произведения искусства должны отличаться высокой художественностью, а при слушании детьми стихов, сказок, музыки важно не только точное воспроизведение педагогом текста, музыкального рисунка, но и эмоционально-образное его исполнение. Только в этом случае можно достичь воспитательного эффекта;

    метод убеждения позволяет развивать у детей эстетическое восприятие, элементы художественного вкуса. Особенность этого метода состоит в том, что использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление прекрасно;

    метод приучения, упражнения в практических действиях. Метод приучения предполагает, проявление ребёнком желания украсить, улучшить окружающее, т. е. посильно преобразовать его и порадовать этим своих сверстников, взрослых;

    метод поисковых ситуаций, побуждений детей к творческим проявлениям. Используя этот метод, педагог предлагает детям придумать рассказ, рисовать, лепить по замыслу и т. д.

Произведения искусства должны обязательно присутствовать в образовательном процессе.

Первое направление - искусство, в том числе народное, включается в повседневную жизнь детей как неотъемлемая часть эстетической среды. Так на занятиях и вне их может звучать музыка, а произведения изобразительного искусства используются в оформлении дошкольного учреждения.

Второе направление - искусство составляет содержание образования: детей знакомят с разными видами искусства, с событиями, явлениями, объектами, раскрываемыми художниками, музыкантами, писателями и поэтами в их произведениях; с выразительными средствами, позволяющими создавать яркие образы действительности.

Третье направление - искусство используется в разных видах художественной деятельности, служит развитию детского художественного творчества. Образы искусства являются эталонами прекрасного.

Реализация учебной программы художественно - эстетического развития дошкольников требует от воспитателей и узких специалистов постоянного совершенствования своего педагогического мастерства.

Таким образом, правильно организованная система работы по художественно – эстетическому воспитанию детей – создание условий для эстетического воспитания, организация воспитательно-образовательного процесса позволит создать благоприятные условия для развития художественно – эстетических способностей детей, творческого воображения и, как результат художественно-эстетического воспитания, духовно-богатую, всесторонне развитую личность.

2. Итоги тематического контроля «Художественно – эстетическое развитие дошкольников» (аналитическая справка по результатам тематической проверки)

Цель : определение эффективности воспитательно-образовательной работы по художественно-эстетическому воспитанию детей средствами изобразительной деятельности.

Основные формы и методы работы:

1. Обследование уровня развития детей

2. Оценка профессиональных умений воспитателя

3. Планирование воспитательно-образовательной работы

4. Оценка форм взаимодействия с родителями

В тематической проверке приняло участие 6 групп:

2 группа раннего возраста «Одуванчик»;

Младшая группа «Колокольчик»;

Средняя группа «Незабудка»;

Средняя группа «Ландыш»;

Старшая группа «Василёк»;

Подготовительная к школе группа «Ромашка».

Вывод:

В результате тематической проверки были проведены срезы дня обследования уровня художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста и выявлено, что он соответствует возрастной норме: дети проявляют интерес к изодеятельности, умеют создавать изображения при помощи различных изобразительных средств, принимают участия в коллективных работах, воспринимают и эмоционально реагируют на образ и средства выразительности разных видов и жанров, эмоционально откликаются на красоту природы, проявляют интерес к декоративному искусству, самостоятельно создают художественные образы в различных видах изоискусства, владеют основными техническими приёмами рисования, могут передать сюжетную композицию и т.д.

Анализ занятий по изодеятельности показал, что воспитатели владеют методикой проведения занятий, умеют организовывать предметно-развивающую среду, создают условия в группах для проявления творчества детей.

Присутствует и наглядная информация в родительских уголках в виде информационных уголках, оформленных папках-передвижках.

Необходимо обратить внимание воспитателей на то, как дети владеют основными техниками приёма рисования, учить самостоятельно создавать художественные образы в различных видах изоискусства, проявлять творчество в разных видах деятельности, учить создавать декоративные композиции.

Также хотелось предложить использовать в практике методики рисования с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и использовать основные приёмы рисования во время НОД. Продолжать пополнить уголки творчества дидактическими играми по изобразительной деятельности.

Таким образом, проводимая воспитательно-образовательная работа проводится на хорошем уровне и является эффективной.

3. Анализ анкетирования родителей

Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой ДОО по художественно-эстетическому воспитанию детей; оценить и корректировать образовательную систему художественно-эстетического развития дошкольников.

Вывод:

Анкетирование показало что, в подготовительной школе группе «Ромашка», старшей группе «Василёк», средней группе «Ландыш», средней группе «Незабудка», второй группе раннего возраста «Одуванчик» родители оценивают интерьер и оформление группы на отлично. Знают, какие занятия по изобразительной деятельности проводятся в детском саду. Считаю, что в ДОУ созданы условия для творческого развития детей. В основном все родители ответили, что в группе имеется наглядная информация и она для них очень полезна.

В старшей группе родители, отвечая на вопрос, какая помощь от педагогов детского сада требуется, родители сообщили: «Создайте пожалуйста кружок по рисованию, нигде в посёлке нет такого. Для развития ребёнка это очень важно! С удовольствием будем ходить!»

В средней группе «Ландыш» родители, отвечая на вопрос: «Имеется ли в вашей группе наглядная информация», ответили: «Спросите у ребёнка», а один родитель поставил прочерк.

В младшей группе «Колокольчик», часть родителей ответили, что оценивают интерьер и оформление группы на отлично, а часть считают, что интерьер группы средний. Также некоторые родители ответили, что в группе имеется наглядная информация и она для них очень полезна, а некоторые в данном пункте поставили прочерк, один родитель написал, что информация выставлена не всегда вовремя.

Таким образом, делая вывод, можно сказать, что родителей полностью устраивает интерьер и оформление групп. Практически все родители считают, что работа по изобразительной деятельности ведётся на достаточном уровне, родителей полностью устраивает профессиональный уровень воспитателей.

Обратить внимание педагогов, на своевременную подготовку и выставление информации для родителей.

4. Деловая игра: «Путешествие в художественно-эстетический мир»

Педагоги делятся на 2 команды (название команды педагоги придумывают сами). В процессе работы за каждый правильный ответ команда получает бал.

В состав экспертной комиссии входят: заведующая, музыкальный работник, логопед. Они оценивают ответы и выполненные задания.

Деловая игра состоит из 4 частей. Каждый её этап регламентирован. В конце подводится общий итог. Отмечаются победители. Ведущий напоминает правила игры:

Þ уметь слушать других;

Þ вырабатывать общее решение вопроса;

Þ принимать активное участие в игре;

Þ не оспаривать оценку жюри;

Þ соблюдать культуру речи и тактичность;

Þ придерживаться регламента.

1. Страна «Рисовандия».

Педагоги придумывают название команды, рисуют каждая команда свою эмблему и придумывают свой девиз так, чтобы у первой команды в девиз входило слово рисовать, а у второй команды слово раскрашивать .

2. Страна «Воображандия».

Игра: «Нарисуй глазами детей»

Педагогам предлагается нарисовать на темы: «Приятное - неприятное», «Радость - печаль», «Красивое - безобразное», «Ласковое – грубое» с позиций ребенка. По завершению работы, каждая группа комментирует свой рисунок.

3. Страна «Угадайка».

Педагоги по очереди разгадывают кроссворд.

1. Прием рисования (приманивание)

2. Этим мы рисуем (кисть)

3. Городенская, гжель, хохлома, жостово, мезинкая – как это назвать одним словом (роспись)

4. Нетрадиционная техника рисования (монотипия)

5. Как с латинского переводится словосочетание – декоративно – прикладное искусство (украшаю)

6. Это воспитание способствует развитию эмоционально – чувственной сферы, формирует сенсорную культуру речи ребёнка, формирует представление о поступках, манерах поведения (эстетическое).

4. Страна « Вопросяндия»

1. Назовите три главных цвета, и докажите почему они главные (красный, желтый, синий. При ох смешивании образуются все цвета светового спектра).

2. Назови цвета составляющие цветовой круг (красный, оранжевый, желтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый).

Подведение итогов деловой игры.

5. Результаты смотра – конкурса уголков художественного творчества.

6. Решение педсовета:

1. Включать в работу по художественно-эстетическому развитию приёмы рисования по возрастным особенностям детей.

2. Регулярно пополнять уголки художественного творчества.

3. Продолжить проводить выставки детских творческих работ.

4. Активно участвовать в конкурсах различных уровней, периодически публиковать свои работы в электронных СМИ.

Тема педагогического совета: «Развитие творческих способностей учащихся во внеурочное время»

Дата проведения : 9 января 2017г.

Время и место проведения : 10:00, кабинет № 20

Цель педсовета: совершенствование развитие интеллектуальных и творческих способностей школьников во внеурочное время.

Задачи:

    выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;

    оказание помощи в поисках «себя»;

    создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

    формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

    развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

ХОД ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА

Каждый ребенок способен созидать и творить.

"Ребенок - это факел, который нужно зажечь,

а не сосуд, который нужно наполнить"

Действительно, мы с уверенностью можем сказать, что каждый ребенок способен созидать и творить, дарить нам взрослым минуты радости. Когда мы видим радостные глаза детей, сами ощущаем озарение творчеством. Как же сделать так, чтобы каждый ребенок нашел возможность развить и проявить свои творческие способности в той или иной сфере, как учебной, так и внеурочной деятельности? Многие педагоги ищут ответ на этот вопрос. Сегодня он станет предметом и нашего разговора.

Его актуальность сложно переоценить.

Мы живем в мире результатов человеческого творчества: открытий, изобретений, художественных произведений, технических средств и информационных систем и многого другого. Творчески мыслящие люди способны переделывать, пересоздавать среду так, чтобы она соответствовала их интеллектуальным нуждам и потребностям.

Наше время - это время перемен. Сейчас нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Для того чтобы творческий потенциал мог активизироваться нужно создать определённые условия, прежде всего ввести ребёнка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в деятельности из предпосылок рождаются и развиваются способности.

Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития познавательных способностей нельзя.

Я думаю, что Вы без сомнения назовете тему нашего педсовета: «Развитие творческих способностей учащихся во внеурочное время».

Психологи давно пришли к единому мнению, что все дети обладают самыми разнообразными творческими способностями. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке.

Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса развития творческих способностей учащихся необходимо остановиться на таких понятиях как «творчество», «способности» и «творческие способности».

Творчество - это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности, это способность удивляться и познавать, умение находить выход в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к осознанию своего опыта, это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше, это человеческая потребность.

Способности – индивидуально–психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. Уровень и степень развития способностей выражают понятия таланта и гениальности.

Творческая деятельность – отношение субъекта деятельности к своему труду и про цесс решения творческих задач. Творческая деятельность – результат и одновременно важное условие дальнейшего развития личности, развития ее творческого потенциала.

Когда необходимо развивать творческие способности детей?

Все задатки человека формируются еще с раннего детства и в течении последующей жизни просто совершенствуются и реализуются. Поэтому стартовой точкой развития этих способностей должно и быть раннее детство. Очень часто родители несерьезно воспринимают «небылицы» своих маленьких выдумщиков, а иногда и вовсе взрослые даже их пресекают. Фантазирование на самом деле – это специфическая особенность, характерная для дошкольного и раннего школьного возраста. И не стоит ни в коем случае мешать этому процессу. Просто сделайте вид, что верите в доброго Волшебника и в то, что непременно сегодня побываете на Луне и т.п. Именно в таких «воображалках» и зарождается творческий потенциал.

С чего начать развитие творческих способностей у детей?

А начать, прежде всего, стоит с себя! Главную роль в процессе развития т ворческих способностей у детей играют непосредственно родители и конечно педагоги.

Многие родители мечтают видеть своего ребенка творческой личностью, но сами при этом таковыми не являются и даже не стремятся что-нибудь поменять в себе. Чрезмерная серьезность, скованность и консервативность родителей не совсем подходящие помощники для того, чтобы развивать творческие способности детей . И наша с вами задача в этом им помочь. Взрослым в обязательном порядке стоит научиться играть в детские игры . Веселится, шалить и не бояться на определенное время стать детьми.

Существует следующие методы развития творческих способностей детей :

1. Окружающий мир

2. Развивающие игрушки и игры

3. Рисование

4. Лепка

5. Чтение

6. Музыка

7. Аппликация

Какие же есть условия для развития творчества

Первое условие развития творчества - высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать, "вкус успеха". "Успех ученика должен быть ни концом работы, а его началом".

Второе условие развития способности ребёнка - создание соответствующего психологического климата. Именно учитель должен с первых дней ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей. Но создание благоприятных условий, не достаточно для воспитания ребёнка с высокоразвитыми творческими способностями.

Работа над развитием творческих способностей учащихся дает возможность вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и развитии.

Чем выше уровень творческого развития ученика, тем выше его работоспособность.

Учащиеся обладают разнообразными потенциальными способностями. Способности у каждого ребенка развиваются по-разному, в зависимости от базы, как полученных знаний, так и природных данных.

Известный педагог И.П. Волков в своё время высказал своё мнение о том, что "развить способности - это значит вооружить ребёнка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одарённости".

К факторам, влияющим на развитие творчества одаренного ребенка, относят внешние и внутренние факторы.

К внешним факторам относятся информационно-материальные условия, реакция родителей, учителей и сверстников.

К внутренним факторам относятся здоровье, пол ребенка, а так же самооценка и воля.

Кроме этого, внутренние и внешние факторы подразделяются на объективные и субъективные.

Субъективные факторы не зависят от воли ребенка, это место жительства, материальный статус родителей, пол и здоровье ребенка.

К объективным факторам относятся реакция родителей, учителей и сверстников, а так же воля и самооценка.

Рассмотрим более подробно каждый из факторов.

Место жительства – если ребенок живет в крупном городе, то ему потенциально доступны кружки, секции, клубы и пр., если же ребенок живет в деревне, то порой у него нет выбора образовательных учреждений для развития.

Учитывается и такой фактор как материальный статус, если материальный статус родителей ребенка, живущего в селе, позволяет нанять учителя, оплачивать проезд ребенка в город на дополнительные занятия, купить, например, музыкальный инструмент для занятий музыкой и т.д., то у ребенка будет творческое развитие.

Следующий фактор – здоровье ребенка, так же влияет по понятным причинам на развитие творчества.

Пол ребенка оказывает влияние на занятия творчеством, так у мужчин нет выбора, они изначально ориентированы на карьеру, у женщин, наоборот, есть выбор: заниматься карьерой, творчеством или быть матерью, женой.

Самооценка одаренного ребенка может быть завышенной или заниженной.

При завышенной самооценке одаренный ребенок сталкивается с проблемами в общении со сверстниками, он знает свои возможности, не обращает внимания на реакцию взрослых и т.д.

Заниженная самооценка тормозит развитие творчества, ребенок не уверен в себе, в своих силах, в этом случае ему нужна поддержка, в том числе и психологов.

Очень важным субъективным внешним фактором является реакция родителей, учителей, сверстников на творчество одаренного ребенка. Реакция может быть положительной, так и отрицательной.

Из автобиографии Сергея Прокофьева «…Между тем я подобрал пьесу, которая приняла вполне приемлемую форму. Эту пьесу я играл несколько раз. Мать решила записать ее»… Реакция матери на процесс творчества ребенка положительная, она не только слушала, что играет ее ребенок, но и решила записать пьесу профессиональным языком (нотами). Положительная реакция ведет к дальнейшему развитию творчества ребенка.

Противоположным, тормозящим развитие творчества фактором является отрицательная реакция взрослых. Из биографии Петра Чайковского: «Петя быстро освоил трудности игры, незаметно научился читать ноты с листа, с необычайной легкостью запоминал пьесы наизусть. Его не занимали больше ни развлечения, ни прогулки. Он не отходил от инструмента. Родители рассеянно наблюдали его «одержимость». Мальчик заметно осунулся. Гувернантка Фани Дюрбах не поощряла музыкальные склонности ребенка, боясь за его здоровье. Музыка действовала на него не так как на других детей: после фантазирования на фортепиано он становился рассеянным, взвинченным. Фани потребовала запретить Пете подходить к фортепиано в неурочные часы. Петя молча подчинялся запрету».

Таким образом, различные факторы внешней и внутренней среды могут оказывать положительное или отрицательное воздействие на развитие творчества одаренного ребенка.

Особенность дополнительного образования – выявить и развить способности и одаренность в доступной и интересной детям деятельности.

если мы знаем, как из слабости возникает сила,

из недостатков - способности,

то мы держим в своих руках ключ

к проблеме детской одаренности.

Л. С. Выготский

Педагог, как никто другой, способен помочь ему стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самореализации.

В число важнейших задач дополнительного образования входит подготовка обучающихся к реалиям жизни и труда в завтрашнем высокотехнологичном обществе.

В нашей школе большое внимание уделяется внеурочной деятельности. Такая деятельность дает большие возможности для развития творческой, разносторонней личности.

В школе существует и активно функционирует система дополнительного образования, целью ее является гармоничное развитие личности каждого ребенка соответственно ее интересам и наклонностям.

Ведется работа по следующим направлениям:

Экологическое,

Военно-патриотическое

Художественно-эстетическое,

Спортивное

Туристско-краеведческое,

В качестве руководителей кружков в этом учебном году работают 11 педагогов.

В школе действуют 12 различных кружков:

    «Туристы – пешеходники» - руководитель Бодарева О.А.

    «Вокал» - руководитель Гутковский В.В.

    «Меткий стрелок» - руководитель Гутковский В.В.

    «Драматический театр» - руководитель Иовица О.П.

    «Азбука творчества» - руководитель Колесник С.Д.

    «Игротека» - руководитель Петрова Л.В.

    «Художественное слово» - руководитель Корчевская Т.А.

    «Юный экскурсовод» - руководитель Кузнецова А.В.

    «Охрана природы» - руководитель Рябая Н.А.

    «Изобразительное творчество» - руководитель Сандлер И.М.

    «Умелые ручки» - руководитель Тушницкая Е.В.

    «Вязание спицами» - руководитель Хмарская Н.А.

Работа педагогов дополнительного образования направлена на систематическое обновление содержания дополнительного образования, его программ (имеют все педагоги), методик; включение в систему одарённых детей, требующих повышенного педагогического внимания.

Деятельность в кружке позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий мир. На занятиях педагог в детях пробуждает творческое начало, учит трудиться, помогает ребёнку понять и найти себя для радостной, счастливой и полноценной жизни, сделать первые шаги в творчестве.

Как это происходит в нашей школе, поделятся своим опытом руководители кружков.

Слово предоставляется…

Результативность участия в традиционных городских и республиканских конкурсах и фестивалях как: «Песню пою Приднестровью», «Юность, творчество, талант», «Мы этой памяти верны», «Юный патриот Приднестровья», «Юный инспектор дорожного движения» и др. позволяет прийти к выводу, что уровень развития творческих способностей учащихся постоянно повышается. Фантазия педагогов и детей безгранична. Каждый старается себя реализовать: в создании моделей, презентации, защите проекта.

К сожалению, недостаточное финансирование не позволяет увеличить охват учащихся кружковой работой, которая в настоящее время составляет 38, 3% - 184 учащихся.

Заключение.

Детское творчество неисчерпаемо. Главный стимул творчества - огромная радость, которую оно дает и ученику, и учителю. Поэтому мы стараемся придерживаться следующих правил для развития творческих способностей:

    воспринимать ребёнка как личности вне зависимости от того, что и как он делает, безусловно принять его таким, какой он есть;

    внимательно и чутко относится ко всем проявлениям творческой активности ребенка, которое предполагает восхищение каждой идеей, мыслью, поделкой ученика;

Проект решения педсовета:

    Классным руководителям, руководителям кружков выявить интересы, возможности, склонности, способности учащихся в различных видах деятельности;

Ответственные

    Руководителям кружков систематически создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.

Срок исполнения: в течение года

Ответственные

    Руководителям кружков формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении внеурочной деятельности.

Срок исполнения: в течение года

Ответственные : руководители кружков, ЗДВР Сергеева О.К.

    Изучить опыт руководителей кружков (Тушницкой Е.В., Иовицы О.П.,

Хмарской Н.А.) в развитии творческих способностей учащихся.

Срок исполнения: март 2017 год

Ответственные : руководители кружков, ЗДВР Сергеева О.К.

    Довести до сведения учащихся и родителей о кружках, работающих в школе

Срок исполнения: в течение года

Ответственные : классные руководители, руководители кружков, ЗДВР Сергеева О.К.