» »

Как научить ребенка читать? Буквы подождут! Как быстро и легко научить ребенка читать по слогам в домашних условиях Как научить читать малыша 4 лет

25.08.2024

Математика для детей 4 лет, что должен знать ребенок в 4 года? В 4 года ребенок уже обладает многими математическими знаниями. Ребенок в этом возрасте должен знать, как и где располагаются предметы: сверху, снизу, сбоку, сзади, слева, справа или посередине.

Геометрические фигуры в возрасте четырех лет для ребенка должны уже изучаться. В этом возрасте нужно знать ребенку цифры от 0 до 9. Ребенок должен уметь считать до десяти свободно, уметь расставлять в правильном и обратном порядке цифры от одного до 5-ти. Математика для детей 4 лет это и умение сравнивать количество: предметов, цифр и т.д. Малыш должен понимать чего меньше, а чего больше. Что выше, что ниже. Уже пора уметь правильно писать цифры. Безусловно, математика это основной предмет, который ребенок четырех лет просто обязан знать, точнее его азы. Что ни говори, а именно математика развивает в человеке, ребенке острый ум, учит выполнять логические задачи, задания, помогает мыслить гибко. При помощи математики ребенок учитывает форму и размеры предметов, учится ориентироваться во времени и пространстве.

Как обычно учат детей четырех лет азам математики

Начнем с такого вопроса: как учить малыша считать правильно. Все-таки особенность памяти ребенка состоит в запоминании ими чего-либо, что оказывает на них сильное влияние и вызывает какие-либо эмоции: удивление, интерес, испуг, радость и т.д. По этой причине очень важно, чтобы малышу нравилось заниматься математикой для детей 4 лет. Обычно малыш не сразу понимает, почему после десяти идет именно одиннадцать, а не иная цифра, а после двадцати идет двадцать один. Детям свойственно часто путаться и менять цифры местами или же вообще пропускать их.

Когда занятия малышу интересны, время летит быстро и ребенок и сам не успеет заметить, когда выучит все цифры.

К тому же, что очень удобно: для обучения счету не нужно обязательно сидеть за столом, а есть возможность передвигаться как угодно по помещению. Например, можно попросить посчитать малыша тарелки на кухне и сколько человек может поесть из пяти тарелок.

А как же учить малыша счету, чтобы ему было интересно это делать? В этом ребенку помогут стихи-считалки. Дома можно играться в магазин, детям четырех лет нравится процесс оплаты продуктов, вещей, игрушек и т.д. Можете даже поручить ему в магазине, расплачиваться за что-либо.

Стоит учесть, что просто зазубривать числа нельзя, нужно чтобы малыш усвоил, что цифры это количество. Ребенку четырех лет вы уже можете объяснять, откуда берутся цифры. В какое-то определенное время можно увеличить количество изучаемых цифр, на пять, потом десять, двадцать и т.д.

Для обучения математике ребенка 4 лет очень важно и играть с ним в специальные игры для этого.

Игра «Зайчики-мячики»

В этой игре взрослый помогает малышу познать пространственные характеристики мира изображений и предметов. Но так как возраст уже более трех лет полагает и изучение более сложных предметов, то сейчас нужно делать уклон и на количество. Пока детям еще нелегко дается счет, но сдаваться нельзя и нужно настаивая на своем заниматься с детьми математикой в свободное время каждый день.

Цели данной игры

Формировать умение ориентироваться на листе бумаги. Уметь правильно искать пространственные положения: справа, вверху, внизу, слева. Формировать умение сравнения многих предметов по их количеству. Уметь отвечать на такие вопросы как: чего больше, чего меньше при помощи выражений - «больше», «меньше», «столько», сколько», «поровну».

Для игры вам понадобится:

три карточки, разделенные по-разному на клетки

шесть изображений мечей: два маленьких, три очень маленьких, один большой.

Правила игры

Ребенку показывают игру зайчиков с мячиками, для этого положив мячики в клетку зайчиков.

Что делать в игре

Находить мячики нужной величины, определять на карточке пространственное направление заданное взрослым и раскладывать там мячики.

Вы должны рассказать ребенку, что зайчик или много зайчиков пожелали поиграть в мячик. Нужно предложить малышу подобрать мячик нужной величины: большой зайчик, значит большой мячик. Спросите ребенка: чего больше, чего меньше. Побудите его к ответу такими выражениями как: меньше, поровну, больше. Расскажите ребенку о том, как зайчик играл с мячиком: подбрасывал его вверх ил вниз, влево или вправо. Дети должны показывать то место, куда попал мячик: кладется мяч внизу, вверху, слева, справа от зайчика.

Нужно следить за тем, что делает ребенок, обращать внимание на ошибки ребенка, хвалить его за успехи.

Стоит обратить внимание на такой факт при обучении математике для детей 4 лет при помощи данной игры. Вы должны предложить взять мячик, который по своему размеру подойдет зайчику: маленький мячик - маленькому зайчику и т.д.

Игра под названием «Три медведя»

Наблюдая за малышом можно заметить, как он собирает без ошибок пирамидку, умеет хорошо складывать матрешку, собирать вкладыши-стаканчики. Только вот объяснить словами как предметы отличаются по величине, он не всегда может. Поэтому важно научить малыша не только просто подбирать предметы по величине, учить строить из них ряды в разных порядках: убывающем или возрастающем порядке, но и учить отражать свои любые действия в речи.

Цели данной игры

Формировать умение сравнения предметов по величине и учить раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке. Обучая математике для детей 4 лет учить их обозначать словами размерные отношения: поменьше - самый большой - самый маленький.

Для игры нам понадобятся такие предметы:

Карточка, которая разделена на три полосочки: на первой - самый большой медведь Михайло Потапыч, на 2-ой - медведь который поменьше - это Настасья Петровна, на третьей - самый маленький медвежонок Мишутка.

Много различных карточек со стульями, ложками, чашками, столами разных размеров три рисунка каждого из предметов, по размеру.

Правила игры

Нужно каждому медведю давать предмет в зависимости от того какая величина его. Сравните предметы между собой и скажите словами об итогах своего сравнения.

Действия в игре:

Подбирать предметы, которые разные по величине.

Вы должны предложить дать предмет каждому мишке: самому большому медведю - самый большой предмет и т.д. Нужно следить за действиями ребенка, обращать внимание его на ошибки, хвалить за успехи.

На сегодняшний день родители детей четырех – пяти лет всерьез озабочены вопросом о том, как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях? Причин для этого существует несколько. Многие хотят начать обучение малышей как можно раньше, надеясь, что в школе ему будет легче. Кроме того, современные программы обучения во многих учебных заведениях предполагают, что придя в школу, дети уже будут уметь читать по слогам.

Конечно, можно доверить обучение преподавателям специальной подготовительной группы в детском саду, или обратиться за помощью к частным учителям, если таковой группы в садике не имеется. Однако, как мы понимаем, в детском дошкольном учреждении слишком много детей на одного воспитателя, поэтому не факт, что ребенок будет хорошо усваивать пройденный материал. Что касается частных преподавателей – здесь придется потратить немалое количество денег на обучение. Выход из сложившейся ситуации есть – научить малыша читать самостоятельно.

Нельзя сказать точно какой наименьший возраст подходит для начала обучения чтению. Все зависит от самого ребенка и его моральной и физиологической готовности.

Если малышу не интересны буквы в книжке, он не желает сидеть за ними и пяти минут, активно сопротивляется, то не стоит его заставлять. Таким образом, вы не только не сможете его ничему научить, но и нанесете непоправимый вред, отбив у ребенка всякое желание учиться и познавать мир.

Существует несколько признаков, по которым можно определить, готов малыш к обучению или нет:


Подготовка к чтению

Подготовка ребенка к чтению начинается задолго до изучения букв. Помимо вышеперечисленных пунктов малыш должен обладать чувством ритма и фонематическим слухом.

Развить первое поможет прослушивание музыки и танцы под нее. Веселитесь под музыку вместе со своим ребенком, со временем малыш начнет стараться подражать вам в танце, улавливая заданный ритм. Таким образом, вы не только хорошо проведете время с чадом, но и положите начало к подготовке к чтению. Игры под музыку также благотворно сказываются на развитии ритмического слуха.

Что касается фонематического слуха, то способность малыша узнавать и правильно произносить звуки поможет ряд игровых упражнений:


Как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях?

После того, как вы убедились, что ребенок готов не только физически, но и морально начать обучение, переходите к выполнению нескольких правил, которые помогут решить вопрос как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях?.

  • Первым делом определитесь с выбором учебника, по которому будете проводить занятия с ребенком.

Помните, что простое заучивание звуков, без сиюминутного применения не даст никаких результатов. Ваш ребенок будет просто знать звуки, но не будет иметь понятия как их можно сложить в слоги, а затем в слова.

Наиболее подходящими учебниками для домашнего обучения чтению являются те, в которых после первых выученных гласных «А» и «У» их складывают в первое более или менее понятное для малыша слово «Ау!». Далее вы заметите, что зная 8 букв ребенок уже будет читать целыми предложениями. Такая методика позволяет захватить интерес ребенка и уже после первых занятий он сможет успешно применять полученные знания. Успешную практику в домашнем обучении показал Букварь Н.С. Жуковой .

  • Как правило, первыми буквами, которые должен выучить ребенок являются гласные, но не все подряд (придерживайтесь выбранной методике). Затем пара звонких согласных и несколько глухих.

Важным моментом в начале обучения является то, что вы будете учить именно звуки, а не буквы. Никаких Не или Эн, только «Н».

  • Важным аспектом быстрого обучения является повторение пройденных букв на каждом уроке, перед тем как выучить новую.
  • После того, как малыш уже узнал несколько букв необходимо сразу перейти к чтению по слогам. Доступно объяснить ребенку каким именно образом сливаются буквы в слог совсем не сложно. Разберем на примере: напишите на листке бумаги с левой стороны согласную букву, например «С», а справой – гласную «А». Предложите ребенку «побегать» от согласной к гласной, попутно проводя расстояние от «С» до «А» карандашом, как бы соединяя их: «С-с-с-с-с-с-а-а-а-а-а-а».
  • Выучив первые гласные и звонкие согласные, составляйте из них простые слоги, постоянное прочтение которых позволит понять малышу каким именно образом составляются слоги. После уяснения алгоритма, читать более сложные слоги с шипящими согласными ему будет очень легко.
  • После того как с соединением слогов типа «согласная — гласная» не останется проблем, переходите к более трудным слогам типа «гласная — согласная».
  • Преодолев и этот барьер, начинаем составлять из узнанных букв коротенькие слова: «Ма-ма», «Ро-ма», «Са-ма».
  • Перейдя к чтению несложных предложений (Ма-ма мы-ла ра-му.) обратите внимания ребенка что между словами необходимо делать паузу, а не произносить все предложение на одном дыхании. Следите за правильным произношением звуков. При необходимости повторяйте только что прочитанное слово по слогам, целиком.
  • Запаситесь терпением и превратите чтение в игру. Ничто не дается сразу. Старайтесь не ругать ребенка за ошибки или слишком долгое «вспоминание» буквы. Лучше на следующий день еще раз пройти тот же материал, пока малыш не запомнит его хорошо.

Исходя из выше прочитанного вы уже, наверное, поняли, что вопрос как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях не так страшен. Важно быть терпеливым, внимательным, любящим, хвалить за полученные результаты и стараться заниматься каждый день. Только при таких условиях ваш ребенок сможет быстро научиться читать по слогам.

Научить ребенка складывать буквы в слова, а слова в предложения – задачка не из простых. На этом нелегком пути от родителей потребуются терпение, аккуратность и последовательность. Сегодня мы ответим на основные вопросы: как научить ребенка читать по слогам без помощи педагогов, и какие упражнения для обучения чтению дома наиболее эффективны.

Учим читать: готов ли ребенок обучаться чтению?

По мнению психологов, лучший возраст для обучения чтению – от 4,5 до 6 лет. На практике научиться читать ребенок стремится в возрасте 5 лет. Стоит помнить, что каждый ребенок индивидуален в своем развитии, и если вы не укладываетесь в общепринятые сроки, это говорит только о том, что процесс обучения следует немного отложить.

Существует целый ряд факторов, говорящих о том, готов ли ребенок в данный момент осваивать процесс чтения. Вот самые важные из них:

  • Нет проблем с произношением – у ребенка соблюден правильный темп и ритм речи, поставлены все звуки;
  • Нет проблем со слухом – ребенок не переспрашивает по многу раз, не коверкает простые в произношении слова;
  • Достаточное владение речью – богатый словарный запас, умение строить фразы и понятно для окружающих выражать свои мысли;
  • Развитый фонематический слух – ребенок может свободно различать звуки речи, воспроизводить услышанные звуки, называть первый/последний звук в слове;
  • Свободная ориентация в пространстве – ребенок четко знает понятия право/лево и верх/низ.

Внимательно наблюдая за ребенком, вы заметите момент, когда ему станет интересно складывать буквы в слова. Знакомые символы на вывесках магазинов чадо будет показывать маме и папе, а однажды попытается прочесть целиком. Разумеется, в свои первые попытки кроха наверняка прочтет слово неправильно, но это не страшно – это говорит о том, что его мозг созрел для усвоения нового навыка.

Известные методики обучения детей чтению

Методика Как действует
Обучение по методу Домана Глобальное чтение – таким словосочетанием можно охарактеризовать методику Домана. Она предусматривает обучение чтению целыми словами и опирается на особенности работы мозга малыша. Идея состоит в том, чтобы окружить ребенка написанными на ярких карточках/плакатах словами («стол», «стул», «шкаф» и т.д.). Механическая память позволяет ребенку запомнить и удерживать накапливающийся объем простых слов. Начинать следовать методике можно уже с 5-6 месяцев.
Метод чтения по слогам Традиционная методика, которая из года в год остается самой популярной у родителей, желающих научить ребенка читать в домашних условиях. Ребенок сначала складывает буквы в слоги, а затем – в слова. У детей старше 4,5-5 лет этот метод приносит быстрый результат. Материал легко закрепляется в игровых заданиях. Этот способ обучения используется в детских садах и школах, что несомненный плюс.
Метод чтения по складам В данной методике не слово дробится на слоги, а звуки соединяются в склады. Например, слово «чашка» будет читаться не «чаш-ка», а «ча-ш-ка». Склад может состоять из одной буквы, из согласной и гласной, или из согласной и твердого/мягкого знака. Несмотря на то, что методика очень распространена, есть вероятность того, что ребенку придется переучиваться в школе – ведь там используют метод чтения по слогам. Привычка дробить слова на склады может укорениться, что будет впоследствии затруднять восприятие текста и замедлять чтение.
Кубики Зайцева Методика помогает освоить азы чтения с помощью восприятия слогов. Разнообразные таблицы, красочные кубики разных цветов с наполнителями принимают активное участие в наглядном обучении соединения буквы в слоги. Большой эффективности занятия с помощью кубиков Зайцева достигают при групповом взаимодействии (в детских садах, центрах развития детей и т.д.). Рассматриваемая методика помогает получить максимальный результат за минимальное время у тех малышей, которым трудно усидеть на одном месте.

Мамам и папам, стремящимся научить ребенка читать как можно быстрее, следует быть очень деликатными в подходе к этому важному вопросу. Чтобы у ребенка не пропал интерес к чтению с первых занятий, мы предлагаем вам познакомиться с актуальными советами. Они помогут в процессе обучения привить малышу любовь к книге.

Алфавит с раннего возраста

Пусть ребенок с грудничкового возраста «впитывает» в себя, как губка, название букв в песенно-игровой форме. Короткие запоминающиеся стишки о буквах отложатся в детской памяти, и ближе к двум годам ребенок сможет вполне осознанно их рассказать. Включайте время от времени различные песенки и мини-мультфильмы про алфавит, тем более, что в такой подаче буквы запоминаются играючи.

Ненавязчивое обучение

Для дошкольника игра – это главный процесс, через который он познает окружающий мир, в том числе и при освоении навыков. Скучные занятия и зубрежка не принесут должного результата, более того, ребенок может напрочь разлюбить чтение. Преподносите информацию в теплой обстановке, терпеливо, и ребенок усвоит нужные знания в том темпе, который подходит конкретно ему.

Занимайтесь каждый день

Если вы начали делать первые шаги в чтении слогов, и они прошли безрезультатно, рано опускать руки. Можно сделать перерыв в 1-2 дня, и затем попробовать вновь. У ребенка получилось прочесть пару слогов из гласных букв? Здорово, значит первоначальные навыки чтения получены и их нужно развивать. Занимайтесь регулярно, и результат не заставит себя ждать.

Заинтересовывайте чтением

Часто трудности в обучении возникают с теми детьми, которым в детстве практически не читали, и родственники не подавали собственный пример чтения книг. Это можно исправить. В вашем доме должны появиться рассказы, сказки, детская художественная литература, интересная вашему ребенку. Сделайте семейную традицию – чтение маленького произведения перед сном. Малыш не откажется от родительского внимания, а интересная история побудит его интерес к книге.

От простого к сложному

Бывает, что ребенок знает названия букв, но не знает звуки. Ребенок не сможет освоить чтение до того момента, как он хорошо выучит произношение звуков. Занимайтесь в этом случае поэтапно:

  1. изучайте звуки;
  2. переходите к чтению по слогам;
  3. научите ребенка слитию слогов.

Только после прохождения данных трех этапов можно приступать к обучению чтения полноценных слов.

Подробное видео с советами от педагога – учимся читать:

Первые шаги к чтению: знакомство с буквами

Чтобы научить ребенка чтению, необходимо поддерживать интерес к книгам и буквам с раннего возраста. Как правило, в 2-3 года малыши начинают проявлять внимание к алфавиту. Родителям очень важно обеспечить в этот момент правильное развивающее пространство.

Визуализация

Ребенок довольно быстро запомнит буквы, если в поле его зрения будет находиться яркий плакат с русским алфавитом. Кроха показывает на букву – произнесите соответствующий звук. Возможно, что вам придется не раз возвращаться к «А» и «Б» и повторять их, но именно так малыш быстрее их запомнит. Для занятых родителей хорошим подспорьем будет интерактивное панно с буквами – оно само озвучивает ту букву, на которую нажмет ребенок.

Осязание

Для запоминания букв алфавита ребенку важно задействовать и осязание. Для развития абстрактного мышления малыша предложите ему познакомиться с буквами, слепленными из пластилина, или вырезанными из картона. Обращайте внимание на схожесть предметов и букв – турник похож на «П», а бублик – вылитая буква «О».

Чаепитие к буквами

Процесс изучения букв будет очень веселым и вкусным, если предложить ребенку съедобный алфавит. С помощью фигурных макарон можно сварить суп «Абвгдейка», а на десерт испечь собственноручно вылепленные печеньки – азбуку.

Магнитные развлечения

С помощью магнитной азбуки можно превратить процесс изучения букв в веселую и запоминающуюся игру. Например, малышей 1-2 лет можно завлечь, просто прикрепляя букву к поверхности холодильника и произнося её. «Дай мне буковку! Что это у нас? Это буква А!» Если ребенку уже есть 3 года, то ему понравится игра в «магнитную рыбалку». Нужно все магнитные буквы в контейнер, и сделать импровизированную удочку из палки и веревочки с магнитиком. Выловив «рыбку», произносите её название, проводя аналогию со словом. «Это рыбка Ж! Посмотри, как она похожа на жука!»

По клавишам

Дети очень любят повторять действия взрослых. Дайте малышу вволю понажимать кнопки в открытом текстовом редакторе – его заинтересует появление букв на экране. Покажите, как набрать самое простое слово «мама». Можно распечатать первое письмо, и вручить его ребенку. Даже если там будет совершенно немыслимое сочетание, это будет своеобразным толчком к запоминанию алфавита. Также для осваивания букв можно отдать ребенку «на растерзание» старую клавиатуру от компьютера.

Освоение принципа чтения по слогам

Обычно дети произносят каждый звук раздельно, и это понятно – им требуется время, чтобы вспомнить, как называется следующая буква. Задача родителей заключается в том, чтобы помочь малышу преодолеть это естественное затруднение.

Начать упражнения нужно со слов, состоящих только из гласных. Например, АУ, ИА и УА. К этим простым словам нужно нарисовать/подобрать иллюстрации – например, девочка, заблудившаяся в лесу («АУ!»), младенец лежащий в люльке («УА!»), и милый ослик, жующий травку («ИА!»). Попросите ребенка не прочитать надпись, а просто пропеть её. Петь можно медленно, «тянуть» слог, но не останавливаться: АААУУУ, ИИИААА, УУУААА.

На заметку! Обязательно учите ребенка распознавать восклицательные и вопросительные предложения. Выделяйте голосом момент восклицания, малыш должен различать «А?» и «А!»

Не бойтесь возвращаться к пройденному, продолжайте учить ребенка читать простейшие слоги. Когда первый звук у слога – согласный, его читать малышу сложнее. Но, тем не менее, учиться читать его тоже нужно, без этого в школе никак. Пусть ребенок «тянет» ННН и потом приставляет А, О, или У. Мальчик дает девочке конфету – НННА («НА!»). Малыш раскачивается на лошадке – НННО («НО!»). Девочка взяла маму за руку – МММА («МА!»). Обратите внимание, что первый звук ребенок может «тянуть» достаточно долго, чтобы вспомнить следующий.

Важно! Не торопите ребенка, если он задумывается при чтении трудного для него слога – когда он прочувствует принцип складывания слогов, то процесс освоения навыка пойдет значительно быстрее.

Если у малыша не получилось прочитать слово, то родитель должен сам прочитать его, потом попробовать еще раз прочитать вместе с ребенком. Затем переходите к следующему слогу. Независимо от успехов, подбадривайте и хвалите своего маленького ученика.

Большинство букварей для детей 6-7 лет предлагают учиться по слоговым таблицам. Они представляют собой перечень различных слогов, не имеющих смыслового значения, а основанных на визуализированном запоминании. Пример: на букву «Н» звуки «НА-НО-НУ-НЫ-НИ», на «М» – «МА-МО-МУ-МЫ-МИ», на «Т» – «ТА-ТО-ТУ-ТЫ-ТИ» и т.д. Безусловно, такие таблицы имеют право на жизнь, но они совсем не интересны детям. Заставлять ребенка читать различные «ВУ» и «ВА» совершенно не обязательно, вполне можно справиться и без такого устаревшего методического материала.

Совет! Ребенок не должен уставать от чтения. В первый месяц занимайтесь чтением слогов не чаще 3-4 раз в неделю. Пусть уроки идут не подряд, а через день. Со второго-третьего месяца можно учить ребенка читать ежедневно.

Игры, способствующие обучению ребенка чтению

Навык чтения требует усердия и регулярных занятий. Чтобы обучение проходило с легкостью, рассматривайте картинки в книгах, обсуждайте ситуации, изображенные на этих картинках, составляйте по ним истории. Больше общайтесь и разговаривайте с ребенком – это поможет ему развить мышление и связную речь.

Для открытия чудесного, интересного и огромного мира книг мы предлагаем вам игры на изучение слогов, их правильное произношение и запоминание. Упражнения в данных играх подойдут для детей от 3 до 7 лет.

Игры для изучения букв Игры на умение складывать слоги Игры на развитие навыка чтения
Создайте вместе с ребенком образы букв, с которыми он сможет поиграть. Они должны быть яркими и запоминающимися. Можно самостоятельно сделать карточки с буквами и изображенными на них животными/предметами (А – АИСТ, Б – БАРАБАН и т.д.). Простая и в то же время интересная игра – «Составь слово». В основе: круги с написанными слогами и картинки, которые подсказывают ребенку, какое слово составить. Например, картинка с изображением реки. Ребенок должен выбрать два круга. На первом круге слог РЕ, на втором – КА. Картинка с изображением каши: выбираем круги со слогами КА и ША. Игра «Составь слово». Ребенку нужно составить слово из перепутанных местами слогов и букв. Например: создаем игровую ситуацию – внучка Маша решила сделать бабушке подарки и записала их, чтобы не забыть. Вдруг налетел сильный ветер и все перемешал. Давай поможем Машеньке вспомнить, что она хотела подарить бабушке, составив из перепутанных местами слогов и букв правильные слова.
Для запоминания буквы и звука рассказывайте короткие стихи-ассоциации, например:

А-ист А-збу-ку ли-стал,

На А-вто-бус о-поз-дал.

На Кар-тин-ку смо-трит Кот,

На Кар-тин-ке Кит плы-вет.

О-слик ви-дит О-бла-ка,

О-тра-жа-ет их ре-ка.

Игра «Найди загаданное слово». Нужно выложить перед ребенком дорожку из разных слов. Задача читателя: выбрать то, что вы загадали. Например, среди слов: «кошка, качели, стул, морковь», найти «живое» слово – животного, овощ, предмет мебели, детское развлечение. Игровое упражнение «Прочти быстро». Ребенок должен с максимально быстрой скоростью произнести слова:

– мыла, мыла, мыла, мила, мыла;

– сыр, сыр, сыр, мир, сыр;

– пила, пила, пила, липа, пила;

– соль, соль, соль, сел, соль;

– река, река, рука, река, рука.

Конструируйте с малышом буквы из подручных материалов – карандашей, спичек, счетных палочек или соленого теста. Игра «Слово в слове» очень интересна детям возраста 5-6 лет. Нужно найти слово поменьше в большом слове, например Э-ЛЕК-ТРО-СТАН-ЦИ-Я: КОТ, НОС, ТРОН и т.д. Игра «Назови, что видишь». Смысл игры – ребенок должен назвать на определенную букву все то, что он видит вокруг себя. Также можно называть на определенную букву животных (КОТ, КРЫСА, КРОЛИК), игрушки (МЯЧ, МАШИНА), или имена героев мультфильмов (КАРЛСОН, КРОШ).
Создайте альбом-раскраску, где на каждой страничке будет жить определенная буква. Для букв можно нарисовать домик, или украсить букву рисунком, начинающимся на неё (А- АСТРА, Б – БЕРЕГ и др.). Игра «Составь слог из половинок». Для игры нужно написать различные слоги на карточках из картона, и разрезать их пополам по горизонтали, затем перемешать. Задача ребенка состоит в том, чтобы собрать карточки и прочитать написанные на них слоги. Игровое упражнение «Догадайся, что неверно». Ребенку предлагается посмотреть на картинку, под которой написано слово с ошибкой. Задача состоит в том, чтобы прочитать слово по слогам, найти ошибку и заменить её нужной буквой (например, КО-РО-ВА и КО-РО-НА)
Для изучения букв можно использовать настольные игры – домино, лото с алфавитом. Лото с буквами родитель может сделать самостоятельно. Для изготовления потребуются 8 картонных карточек с написанными буквами, а также маленькие картинки с буквами, которые ребенок будет называть для поиска на карточках. Игры-ходилки хорошо помогают понять принцип чтения слогов. Такие игры можно приобрести или сделать самим, взяв готовые игры-ходилки за основу. В пустые клеточки надо вписать различные слоги. По ним необходимо передвигать фишку. Во время игры ребенок кидает кубик. Малыш должен читать слоги, встречающиеся на его пути. В процессе могут получиться звуковые дорожки, состоящие из 4-6 слогов. Победит в игре тот, кто быстрее прочитает все слоги и доберется до финиша. Игровое упражнение «Что в тарелке». Перед едой попросите ребенка по слогам произнести, что из продуктов находится перед ним. Помогайте произносить слова с большим количеством слогов, при этом задавайте темп произношения (КА-ША, МО-ЛО-КО, ПЮ-РЕ, ОВ-СЯН-КА).

Одним из интересных вариантов данной игры может быть игра в «повара». Задача ребенка – составить меню на обед из слов на выбранную букву, например «М». Если на одну букву получается мало слов, то можно предложить найти в холодильнике продукты, начинающиеся на 2 буквы и т.д.

Обратите внимание! Как быстро научить ребенка читать, чтобы он не уставал от процесса обучения и не терял интереса? Нужно заниматься с ним регулярно, но в то же время недолго. Для первых занятий будет достаточно 5-7 минут. Постепенно это время можно увеличить до 15-20 минут. Если вы будете проводить занятия в игровой форме, ребенку будет легко и не скучно познавать навык чтения.

Упражнения со словами: закрепляем навык

Как только ребенок научится сливать буквы в слоги, родителей можно поздравить с половиной пройденного пути. Теперь самое главное – закрепить полученный навык. В этом деле пойдут в ход веселые и интересные задания.

Во что играть Что делать
Кто что ест? Напишите в столбик названия животных: КОШ-КА, КО-РО-ВА, СО-БА-КА, БЕЛ-КА, КРО-ЛИК, МЫШ-КА. А справа и слева от слов нарисуйте картинки: рыбку, траву, кость, орех, морковь, сыр. Задача ребенка – прочитать слово и «накормить» с помощью стрелочек каждого питомца правильной едой.
Кто лишний? Напишите в столбик несколько слов: ГРУ-ША, ЯБ-ЛО-КО, А-НА-НАС, ПО-МИ-ДОР. Попросите ребенка зачеркнуть лишнее слово, причем обязательно объяснить свой выбор. Так можно поиграть с названиями овощей, одежды/обуви, цветов, деревьев, птиц и т.д.
Большой и маленький Напишите в верхней части листа слова ДЕ-РЕ-ВО, ГО-РА, ГРУ-ЗО-ВИК, ЖИ-РАФ, Я-ГО-ДА, КАП-ЛЯ, БУ-СИ-НА. Ниже нарисуйте две картинки – дом (большой) и цыпленка
(маленький). Пусть ребенок прочитает слова, и определит, какие из них большие и маленькие, и соединит линиями с подходящими картинками (ягоду, каплю и бусину – к цыпленку, остальные слова – к дому). Подобным образом можно делить слова на сладкие и кислые, тяжелые и легкие и др.
Кто где живет? Вперемешку запишите названия дикий и домашних животных: ВОЛК, ЛОСЬ, ЛИ-СА, КА-БАН, КО-РО-ВА, КО-ЗА, КОШ-КА, СО-БА-КА, ЁЖ. Под словами изобразите с одной стороны лес, с другой – деревенскую избушку с забором. Пусть ребенок прочитает слова и стрелочками изобразит, где живет каждый из зверей.

Формируем привычку читать книги с младенчества

В начале этой части советуем вам ознакомиться с опытом мамы. Как научить ребенка читать по слогам (видео):

Личный пример

«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Известное выражение как нельзя кстати приходится к формированию у ребенка понятия о важности чтения. Если кроха будет часто видеть с книгой своих родителей, родственников, то для него чтение станет частью жизни. Пусть малыш с ранних лет знает, что чтение – это интересно, и хорошая книга вполне может заменить собой компьютерную игру или просмотр мультфильма.

Яркие иллюстрации

Выбирая книгу для начала чтения, не забывайте о том, что детям важны картинки. Благодаря выразительным, ярким рисункам следить за сюжетом ребенку будет легче и интереснее.

Регулярное чтение

Любовь к книгам формируется не в один момент. Если взрослый будет регулярно вслух читать ребенку небольшие сказки, уже спустя месяц-другой малыш будет сам проявлять больше интереса к произведениям. Первые прочитанные слова зачастую те, что изображены на обложке любимой книги.

Возможность выбора

Ребенку должно быть интересно то, что вы планируете с ним прочитать. Уже в 4 года маленький читатель способен определить, насколько ему интересна та или иная книга. В этом возрасте самое время для первого похода в библиотеку – позвольте малышу выбрать самому книгу в соответствии с собственным желанием.

Ограничение просмотра TV

Чтение, конечно же, требует от ребенка определенных интеллектуальных усилий. Чего не скажешь о телевидении – оно в прямом смысле отбирает возможность пофантазировать, предоставляя готовые образы. Совсем лишать просмотра мультфильмов не стоит, но ограничить время нахождения за экраном и строго подбирать разрешенные телепрограммы имеет смысл.

Мамы часто задаются вопросом: стоит ли растить гения? Большинство мам не имеют желания растить гениев, а хотят, чтобы их дети выросли умными и счастливыми. Развивать ребенка нужно без всякого давления, гармонично и разносторонне!

Поделюсь с вами поучительной и правдивой историей. Мама, работающая учителем в школе захотела, чтобы ее сын вырос умнее других, вундеркиндом. Сынок к 7 годам вырос умным, что его взяли прямо во 2 класс! В итоге вырос умный парень, как и все те, кто не перепрыгивал через первый класс. Только почерк у него остался корявый на всю жизнь - во втором классе не учатся уже буковки писать… Не следует мамам торопиться.

После того как мы, родители, разобрались с мотивацией, нужно приглядеться к ребенку - хочет ли он сам учиться читать в таком малом возрасте?

Может, мы его отвлекаем от дел поважнее - рисование, сбор конструктора или лепка куличей из песка? Не нужно отрывать малыша от этих занятий ради того, чтобы научить его читать - он сам стремиться развивать то, что ему сейчас очень необходимо.

Учительница моего старшенького сына перед началом подготовительных занятий сказала: «Зачем вы пытаетесь научить детей читать так рано? Они и без вас все равно научатся читать, раньше или позже. Займитесь лучше развитием их РЕЧИ - помогите им научиться описывать картинки, говорить полными предложениями». Это дало абсолютно новое направление моим мыслям. Чтение - это верхушка раннего развития , да, она заметная, красивая, ей многие хвастаются перед соседями. Ни кто, наверное, не слышал, чтобы родители похвалились, что их дети говорят законченными предложениями?

Помните: « Если учить своего ребенка читать с четырех лет, вы потратите два года на обучение, если в 6 лет - всего две недели» Возможно, это не к каждому ребенку подходит, что заставляет задуматься - а стоит ли дергать ребенка, когда он к этому не готов?

И все же хотелось бы узнать, как своего ребенка научить читать в 4 года?

Дам совет изучать комбинацию букваря Жуковой и карточек со слогами, которые мы сделали самостоятельно. В букваре Жуковой веселые человечки помогают понять, как же буквы соединяются в слоги. Ребенку этого может быть недостаточно, и тогда я подключаю к обучению карточки.

Ребенок знакомится с карточками, с гласной «а» ему очень нравится ВАЗА, МАША, САША, ЖАБА, КАША, ЛАПА, ПАПА, МАМА, БАБА! Периодически возвращаемся к букварю чтобы прочитать знакомые слоги, а иногда и переходим и на незнакомые - прогресс на лицо. Главное не давить на ребенка, я поддаваться его желанию к обучению.

Советы:

  1. Делаю вывод о том, что учить малышей буквам скорее вредно, нежели полезно. Учили-учили мы букву «эм», а потом - раз - оказалось, что читать надо «м-м-м». Малыш в недоумении… Проведу эксперимент - по дому развешу картинки со слогами (га-га, му-му, ку-ку…), чтобы детки сразу слоги запоминали, а там посмотрю есть ли разница.
  2. Если ваш малыш рано выучил буквы, это не значит, что он начнет рано читать. Если он еще не все буквы запомнил, это не значит, что он совсем НЕ сможет уже читать.
  3. Ребенок, соединяя буквы в слоги, слоги в слова, это не значит то, что он уже читает. Дети чаще всего даже не понимают того, что они сказали. На все это нужно время.
  4. Сначала нужно учить открытые гласные: А, У,О, Ы,Э. Затем твердые: М,Л. Далее шипящие и глухие звуки: Ш,Ж,К,Д,Т и т.п.
  5. Обязательно повторять пройденный материал.
  6. Нужно постепенно переходить к сложным слогам: АВ, УС, ЭХ, ОМ.
  7. Для начала учим простые слова: МА-МА, МО-ЛО-КО, РА-МА.
  8. Необходимо следить за произношением. Не следует заставлять детей петь слоги. Они привыкают и поют их постоянно, при этом, не делая промежутки между словами. Например «ма-ша-мы-ла-ра-му» поют на одном дыхании. А иногда умудряются петь весь текст, не делая пауз даже перед точками и запятыми. Учите ребенка читать хорошо сразу, нужно обязательно делать паузы между словами: пропел слово, пауза.

С какого возраста нужно учить ребенка читать?

Не нужно торопить события. В 3 или 4 года еще рано начинать читать, но не нужно запрещать, если он сам изъявляет желания. В 5 и в 6 лет – самое то, возраст для подготовки к школе. Дети, которые не ходят в садик, обязательно должны получить знания от родителей дома. Программа обучения в школе подразумевает то, что ребенок, приходя в 1 класс уже умеет читать по слогам.

И чем раньше он освоит чтение, тем большие перспективы его ожидают в будущем. Life Reactor расскажет, как научить ребенка читать в 3 года в домашних условиях без насилия со стороны взрослого. Только искренний интерес и от полученных знаний!


Как правильно научить ребенка читать в домашних условиях - учим с помощью звука (фонетический метод)

Этим способом пользовались наши мамы и папы и даже бабушки! Он прост и не требует особой подготовки.

Положительный результат гарантирован. Поможет, если вы не знаете, как научить ребенка читать в 6 лет в домашних условиях, но для более раннего возраста, к примеру, трех лет - не подходит.

Известный учитель Ушинский внедрил метод в нашу реальность, пользуясь немецкими педагогическими наработками. И даже Лев Николаевич Толстой адаптировал звуковой способ с учетом особенностей русского языка.

Доказано, что человек мыслит буквами, за долю секунды собирая их в слова. То есть чтобы научится читать, нужно различать звуки и соотносить эти знания со словами.


Увлеките ребенка чтением с юного возраста

Нам повезло. В русском как слышится - так и пишется (в большинстве случаев), а если и есть разница, то на значение слова она не влияет. Обучение базируется на ряде принципов.

Сначала осваиваются звуки, их виды, выделяется каждый из них в слове, они сопоставляются с письменным обозначением (буквой). Затем из двух отдельных звуков формируются и разучиваются слоги («р» и «о»=РО, «м» и «у»=МУ и т. д.).

Структура усложняется до 3–4 букв в одном слоге, добавляется твердый и мягкий знак. Далее, родитель и ребенок проходят путь от освоения слов и фраз, а затем и целых предложений.

Кроха начинает «проглатывать» книги самостоятельно. Частично научить ребенка читать в домашних условиях могут помочь видеоуроки.

Если этот классический метод вам ближе прочих, начинайте подготавливать ребенка с самого детства - читайте ему сказки на ночь. Причем лучше всего будет выбор книг более сложных, чем те, к которым привык ваш ребенок.


Каждый родитель мечтает отправить своего ребенка в школу уже читающим

Это как равняться на старшего, успешного и талантливого товарища - полезно. Внутренний словарный запас будет расти и в будущем ребенок обгонит своих сверстников в развитии. Только позаботьтесь, чтобы дефектов в речи не было.

Узнать, как научить ребенка читать в 5 лет в домашних условиях поможет этот свод правил:

  1. Каждое занятие основано на принципе игры , весело и непринужденно.
  2. Выбирайте только оптимальное время для обучения. Малыш должен быть сыт, в хорошем настроении, бодр и замотивирован.
  3. Комбинируйте нагрузку. Переходите от умственной работы к физической, каждые 10 мин вносите творческий элемент.
  4. Начинайте с одного упражнения (около 5 минут) и постепенно увеличивайте длительность урока.
  5. Проявите фантазию и организуйте интересный, захватывающий процесс, где предмет, к примеру, ведет любимая кукла, а все учебные пособия - яркие и заманчивые.
  6. Никогда не применяйте явное или скрытое насилие. Это убьет всякий интерес.
  7. Задействуйте все каналы восприятия: путь он услышит, потрогает, увидит.
  8. Все, что изучили, вешайте на большой ватман в комнате. Дайте ребенку возможность, наталкиваясь взглядом на объект, вспоминать и закреплять уже изученное.

Совет: чаще выполняйте разнообразные упражнения. Например, пусть ребенок самостоятельно придумает слово, которое начинается на последнюю букву от предложенного вами (капитан-нос-солома).


Одним из наиболее эффективных считается метод Марии Монтессори

Как научить ребенка бегло читать в 4 года в домашних условиях - метод Марии Монтессори

Изначально Мария Монтессори работала с умственно отсталыми детьми и выяснила, что особая развивающая среда и свободный доступ к простым предметам обихода значительно повысили их способности.

Чуть позже изучение окружающего мира без вмешательства взрослых и ее революционный метод помогли абсолютно здоровым детям опережать своих сверстников в развитии как минимум на 3 года!

Разработки Монтессори стали основой для открытия множества специализированных детских садиков и школ для быстрого изучения языков.

С ней задача, как научить ребенка читать по-английски в домашних условиях, не является сложной и тем более не может считаться недосягаемой.

Методика основывается на ее личных открытиях:

  1. Каждый ребенок - индивидуален. Главное - не мешать ему развиваться самостоятельно. Возраст, темп постижения знаний и прочее могут отличаться от мнимой нормы.
  2. Задача родителя - не обучать, а выявить момент наступления сенситивного интереса к языку и просто дать возможность узнать все самому. Она считала, что развитие речи происходит с рождения до шести, сенсорное - с рождения до пяти, а социальное - с двух до шести лет.
  3. Интерес к чтению обычно возникает с четырех лет и длится еще несколько. Это оптимальный возраст для изучения родного или иностранного языков. Хотя руки для письма стоит подготавливать, начиная с двух с половиной лет.
  4. Для плодотворной работы следует подготовить так называемый «монтессори-материал» - это предметы для лучшего постижения учебного материала. Также стоит позаботиться об особой обучающей среде.

Помните, что каждый ребенок индивидуален

Все предметы должны быть в любое время доступны ребенку, полки соответствовать его росту. Каждое место разделено на зоны: практическую, математическую, языковую, сенсорную. Комплект материала только один.

Это обеспечит поочередное использование его без подсказок и подглядываний, плюс малышам придется самостоятельно договариваться, чья очередь, а значит налаживать социальные контакты.

Монтессори-материал (игрушки) тоже следует сделать особым:

  1. Отвлекающие, яркие цвета исключаются.
  2. После одного наглядного примера ребенок должен уметь с ними взаимодействовать самостоятельно.
  3. Игрушки просты и понятны. Головоломки только вносят сумбур в юные головы.
  4. Как научить ребенка читать в 7 лет в домашних условиях? Используйте необычные предметы, например, геометрические фигуры.
  5. Выбирайте подсобные материалы, привлекательные для целевой аудитории.

Попробуйте методику Монтессори

Выберите, какой язык будет осваивать ваш сын или дочка и, исходя из этого, создайте карточки со словами и картинками. Добавьте в набор мелкие предметы для развития фонематического слуха, ножницы для вырезания.

Изготовьте тактильный алфавит, рамки-вкладыши (геометрические фигуры из пазов вытаскиваются с помощью ручек), большое блюдо с манкой для письма и пр. По желанию оборудование можно купить в специализированных магазинах.

Вначале займитесь заштриховыванием рисунков и обводкой рамочек. Это поможет сформировать твердость пальцев и будущую технику. Затем давайте ощупывать тактильно приятные буквы, отвечайте на сопутствующие вопросы малыша.


Не забывайте о том, что ваш ребенок в первую очередь личность

После изучения небольшого количества согласных и гласных начинайте потихоньку составлять слова (используя перестановку букв из алфавита). Следующим шагом становится переход к письму.

Не торопите ребенка и дайте работать с индивидуальной скоростью. Он может долго вырисовывать одну и ту же букву, это нормально.

Дайте возможность крохе действовать самостоятельно, не одергивайте. Пусть в конце он сам соберет игрушки и разложит все на свои места.

Совет: переделывать работу малыша или критиковать не стоит. Вы скорее наблюдатель, чем строгий учитель.


Уникальная методика Гленна Домана: развиваем ребенка во всех направлениях

Автор методики считает, что раскрывать высокий умственный потенциал малыша можно и нужно с самого рождения. И нет чудесней учителей, чем родители. Только они любят и понимают малыша на 100%.

Смешно думать, что посторонний человек справился бы с поставленной задачей лучше. Ключ к методике - стимулирование определенных зон мозга и развитие в разных направлениях.

Маленькие последователи школы Доман могут не только читать, но и писать на родном и нескольких иностранных языках, открывают в себе музыкальный и спортивный дар.

Дети способны развиваться сразу в нескольких направлениях, ведь жажда к знаниям у них присутствует с рождения.


Не торопите ребенка и дайте работать с индивидуальной скоростью

Для освоения этого метода, следует понимать несколько моментов:

  1. В период роста ребенок проходит 7 стадий развития. Они соответствуют 7 разделам мозга, которые и регулируют деятельность. Способности постепенно повышаются до 7 лет. После этого возраста научиться чему-либо будет намного сложнее, поэтому начинать следует как можно раньше.
  2. По мнению Г. Домана маленькие дети больше всего на свете хотят учиться. Только вспомните, сколько раз за день он задает вам вопросы про все вокруг. Просто взрослые привыкли отмахиваться от таких порывов ребенка.
  3. Похвала - главный стимул. Учить стоит лишь тому, к чему проявлен интерес. Любое насилие может все испортить.
  4. Буквы - абстрактные понятия, которые в жизни не встречаются. Сразу осознать, что это такое - сложно. Слова можно объяснить, поэтому они предпочтительны. Отложите букварь подальше.
  5. Получать удовольствие от урока должен и малыш, и родитель, это совместный процесс. Лучше сделать паузу, чем морально насиловать себя.
  6. Начинать обучение нужно с рождения, идеальное время: от 0–5 лет. В комнате не должно быть отвлекающих предметов (животные, игрушки, раскраски).
  7. Детская психика быстро схватывает новое, но и забывает его тоже стремительно. Периодичность уроков играет особую роль. А также темп. Показывайте карточки быстро, не повторяйте их позже. Важно сохранить живой интерес к предмету.
  8. Плохое настроение является серьезным поводом, чтобы отложить занятие.
  9. Никто не любит экзамены. Не проверяйте знания ребенка до тех пор, пока он сам не захочет похвастаться перед вами.

Изготавливаются карточки из плотного белого картона, рисовать на нем лучше толстым красным маркером. Всегда сохраняйте одинаковый шрифт. Со временем цвет заменится на черный, а буквы будут постепенно уменьшаться.

Первые несколько десятков карточек должны быть известны чаду и выражать окружающие предметы и знакомые понятия (мама, собака, пирожок).

Показывайте карточку, проговаривайте слово слух и переходите к следующей без лишних объяснений. После пятой похвалите малыша и закончите. На очередном уроке трижды покажите старый материал и столько же новый.

Следующий этап - изучение по группам предметов обихода, личных вещей, домашней мебели и т. д.


Обучение должно доставлять ребенку удовольствие

После этого переходите к исследованию глаголов, словосочетаний, цветов и комбинаций. Пример: синяя роза, желтый стул, белый снег. После этого объясните значение антонимов.

Сделайте самодельную книжку, где словесно и с помощью картинок приводится несколько предложений. Ребенок должен сам проговорить их. Увеличивайте количество слов, делая их веселыми, возможно даже нереалистичными: «Красная груша летит в небе», «Девочка веселит носорога» и пр.

Новый этап - чтение небольшой книги (словарный запас - до 100 слов). Возможно, вам придется сделать ее вручную.

Совет: обязательно заведите «дневник матери» - настаивает автор методики. Это поможет точно отследить прогресс и слабые места в знаниях крохи.

https://youtu.be/iX2OJrL3Hk4?list=PLYuRHPRuzQOipmBtvdhazbVQ5CqpTDjY3