» »

Неонатальный период характеристика. Особенности неонатального периода и его временные границы. Кожа новорожденного нежная, тонкая

01.04.2024

Период новорожденности - первые 28 дней жизни ребенка.

Кожа у здорового новорожденного легко ранимая, нежная, эластичная, упругая. При попытке собрать ее в складку, она моментально расправляется. Однако потовые железы функционируют в периоде новорожденности недостаточно активно, что приводит к сухости кожи. Цвет кожи здорового новорожденного в первые минуты после рождения может быть бледно-синюшной и розовеет после первого крика, как только ребенок начинает самостоятельно дышать. Реже ребенок рождается розовым.

При затруднении выведения плечиков или обвитии пуповины вокруг шеи могут возникать петехиальные кровоизлияния в кожу лица, шеи, головы и спины новорождённого. Под воздействием холода может возникать мраморный рисунок кожи, представляющий собой сосудистую венозную сеть и считающийся вариантом нормы.

Преимущественно у недоношенных детей отмечается «феномен арлекина», возникающая в положении лежа эритема одной половины туловища, имеющая четкую ровную границу по средней линии туловища. Предположительный механизм возникновения этого симптома - дисбаланс автономной регуляции сосудистого тонуса.

Волосяной покров тела у новорожденного представлен тонкими волосками (лануго). Особенно много их на плечах, под лопатками. В норме волосяной покров тела значительно уменьшается через две недели. Голова у новорожденного, как правило, покрыта более длинными (до 2 см) волосами. Есть почти незаметные ресницы и брови. Ногти у доношенных новорожденных обычно хорошо сформированы, достигают кончиков пальцев.

Голова новорожденного ребенка имеет отличные от взрослых пропорции: на ее долю приходится четвертая часть тела, тогда как у взрослого человека – всего лишь восьмая часть. У доношенных мальчиков окружность головы в среднем составляет 34,9 см, у девочек – 34,0 см. Форма головы может быть различной. При кесаревом сечении и тазовом предлежании голова новорожденного чаще имеет круглую форму.
У здорового новорожденного мозговой череп преобладает над лицевым. Лицо младенца обычно симметрично.

Кости черепа у доношенного новорожденного достаточно плотные. В местах их соединения к моменту рождения остаются подвижные мягкие участки – роднички.

  • Большой родничок образован в месте схождения теменных и лобных костей. Размеры его индивидуальны – от 1,0 до 3,0 см в диаметре. С ростом ребенка родничок постепенно сужается и к 1,5 годам зарастает полностью. Малые размеры большого родничка без каких-либо других клинических проявлений нарушений не следует считать патологией. Однако необходим контроль за увеличением окружности головы ребёнка по мере его роста. У здорового новорожденного большой родничок ровный, не напряжен, не выбухает, не западает.
  • Малый родничок образован в месте схождения затылочной и теменных костей. Размеры его чаще не превышают 0,1-0,2 см в диаметре, к трем месяцам развития малый родничок закрывается. Между большим и малым родничками иногда можно нащупать третий родничок в области теменных костей, его наличие - вариант нормы.
  • В месте схождения лобных, теменных и височных костей расположены два передних боковых родничка, а между теменными, височными и затылочными костями – два задних боковых. У большинства доношенных новорожденных эти роднички уже закрыты. Необходимо коснуться и взаимоотношений «костей» черепа после родов.

В процессе родов череп новорожденного испытывает интенсивное воздействие, в процессе которого одна теменная кость заходит под другую, затылочная кость под теменные, лобные кости также заходят под теменные. В норме, после родов «кости» черепа новорожденного возвращаютя в своё естественное положение. В процессе диагностики подвижности «костей» черепа и состояния швов между ними определяются характеристики физиологической произвольной и непроизвольной подвижности костей. В том числе, проводится дифференциальная диагностика с патологическим синостозом.
Диастаз между теменными костями, на уровне сагиттального шва в норме составляет около 5 мм. Он увеличивается при повышении внутричерепного давления или нарушения механизма остеогенеза (в случаях нарушения внутриутробного развития).

Очень важны для диагности состояния новорожденного такие понятия, как «родовая опухоль» и «кефалогематома».

  • Родовая опухоль - мягкая припухлость тестоватой консистенции, образующаяся на предлежащей части в результате отёка кожи и рыхлой клетчатки. В мягких тканях прилежащей части сосуды усиленно наполняются кровью, возникает венозная гиперемия и серозное пропотевание в клетчатку, окружающую сосуды. При затылочном предлежании родовая опухоль образуется в области малого родничка, преимущественно на одной из теменных костей. Около 10% новорожденных имеют кефалогематомы различной степени выраженности. При первом осмотре диагностировать кефалогематому достаточно сложно, обычно диагноз ставят на вторые сутки жизни, когда исчезает родовая опухоль.
  • Кефалогематома - кровоизлияние под надкостницу теменной или затылочной кости, не превышающее площади кости. Кровотечение может продолжаться в течение 2 дней после рождения; в это время показано бережное ведение. Большинство кефалогематом возникает после вакуум-экстракции, однако появление образования возможно и без инструментального пособия в родах. В случаях, когда кефалогематома возникла после наложения акушерских щипцов, необходима рентгенография костей черепа для исключения переломов. Кефалогематома рассасывается в течение 6 недель, приподнятость выступающего края кости может быть заметна на протяжении нескольких лет. При большом размере гематомы резорбция вызывает повышение содержания непрямого билирубина, что может потребовать проведения фототерапии. Согласно рекомендациям Ассоциации неонатологов не показана пункция и аспирация гематом, поскольку возрастает риск тяжёлых инфекционных осложнений.
    Наличие кефалогематомы не влияет на психомоторное развитие, не описаны также какие-либо неврологические последствия этого состояния.

Нос новорожденного мал, имеет узкие, покрытые нежной слизистой, обильно васкуляризированной оболочкой носовые ходы. При самом незначительном нарушении носового дыхания новорожденный не сможет сосать.

Глаза в первые сутки жизни у новорожденного закрыты. У здорового доношенного ребенка отмечается живая реакция на свет. Роговица прозрачная, зрачки круглые, белки глаз имеют более голубой оттенок, чем у детей старшего возраста. Конъюнктивы гладкие, блестящие, розовые. У здорового ребенка зрачок имеет черный цвет. Иногда на зрачке у новорожденного можно обнаружить белые, либо желтые полосы, частично или полностью закрывающие его. У недоношенных детей нередко встречаются мелкие помутнения хрусталика, являющиеся вариантами нормы. Они не влияют на зрение и в дальнейшем обычно бесследно исчезают. Доношенный ребёнок способен фиксировать взгляд на короткий период времени. У здорового новорожденного глазные яблоки могут не двигаться содружественно, особенно во время сна. Это вариант нормы.

В первые дни жизни новорожденный плачет без слез, так как слезные железы ко времени рождения еще недоразвиты. Слезы появляются у доношенных новорожденных только к трехнедельному возрасту.
Ушная раковина у здорового доношенного новорожденного твердая, по ее краям находится хрящ. Если раковину перегнуть и отпустить, она сразу же возвратится в прежнее положение. Вся ее верхняя часть загибается внутрь. Из наружного слухового прохода могут выделяться небольшие комочки серы. Продвижение их наружу обеспечено короткими волосками, покрывающими поверхность слухового прохода.
Форма грудной клетки у здорового новорожденного бочкообразная, ребра располагаются почти горизонтально. Во время вдоха в первые часы жизни у ребенка могут слегка западать надключичные ямки и межреберные промежутки. Грудная клетка симметрична, в акте дыхания активно задействованы ее нижние отделы. У некоторых детей мечевидный отросток грудины отклонен кнаружи и приподнимает кожу. С возрастом его положение становится нормальным. У доношенного новорожденного окружность груди на 1–3,0 см меньше окружности головы.

Рождение ребенка требует немедленного функционирования дыхательной системы. В этот период с началом дыхания происходят значительные изменения воздухоносных путей, особенно дыхательного отдела легких. Формирование дыхательной поверхности в разных отделах легких происходит неравномерно. Для расправления дыхательного аппарата огромное значение имеют состояние и готовность сурфактантной пленки, выстилающей легочную поверхность. Нарушение поверхностного натяжения сурфактантной системы приводит к серьезным заболеваниям ребенка раннего возраста.

Ребенок готовится к самостоятельному дыханию заранее – как только начинается родовая деятельность. Первый вдох возникает под влиянием совокупности многих факторов: раздражения кожных покровов во время прохождения по родовым путям и сразу после рождения, изменения положения его тела, перевязки пуповины. Мощным стимулятором дыхательного центра является холодовое раздражение – перепад температур во время рождения в 12– 16 градусов. Легкие плода заполнены жидкостью, которую вырабатывают клетки дыхательного эпителия. При движении ребенок по родовому каналу его грудная клетка сдавливается и фетальная жидкость вытесняется из дыхательных путей. При этом в грудной клетке создается отрицательное давление и атмосферный воздух засасывается в нее. Первые порции воздуха заполняют только те дыхательные пути, которые в процессе родов освободились от фетальной жидкости. Но затем воздух буквально врывается в легкие и расправляет их взрывоподобно.

Первый вдох новорожденный делает спустя 30–90 секунд после рождения. Это в норме. Следующие за криком дыхательные движения еще не равномерны, но затем смена вдоха и выдоха становится регулярной.
Частота дыхания доношенных новорожденных в первую неделю жизни колеблется от 40 до 60 в минуту.

Сердце и система кровообращения новорожденного имеют свои особенности.
С самого начала формирования плаценты кровообращение матери и плода разобщено. Легочные сосуды (малый круг кровообращения) находятся в спавшемся состоянии. Через них протекает лишь незначительное количество крови. Давление в этих сосудах высокое – значительно выше, чем в большом круге кровообращения, благодаря чему кровь может двигаться через овальное окно из правого в левое предсердие и артериальный (боталлов) проток, практически минуя малый круг кровообращения. Однако, как только ребенок родился, характер кровообращения меняется. После первых же вдохов резко повышается содержание кислорода в крови ребенка. Это приводит к рефлекторному устранению спазма легочных сосудов. Давление в них падает. В то же время из-за пережатия пуповины давление в большом круге кровообращения наоборот увеличивается и кровь устремляется в легочные сосуды.
Легкие расправляются, тут же начинают раскрываться легочные капилляры. Кровь из легочных сосудов направляется в левое предсердие. Давление в нем становится значительно выше, чем в правом. И тогда захлопывается заслонка овального окна. С этого момента правое и левое предсердия не сообщаются между собой. Это происходит спустя несколько часов после рождения. Полное закрытие овального окна у большинства детей наступает в течении первой недели жизни.
Артериальный проток у новорожденного продолжает функционировать еще от 24 до 48 часов, а то и несколько дней после рождения. Постепенно его просвет сужается и он закрывается.

Частота сердечных сокращений на первой неделе жизни у доношенного ребенка может колебаться в пределах от 100 до 175 ударов в минуту. При крике, пеленании, сосании она возрастает до 180–200, а во время дефекации, зевания, сна, напротив, снижается до 100 ударов в минуту.

Особенностями пищеварения у новорожденных являются меньшая протеолитическая активность желудочного сока и более низкие показатели общей кислотности, чем у взрослых. Глубокий гидролиз осуществляется благодаря пристеночному (контактному) пищеварению.
Секреторная и кислотообразующая функции желудка, переваривание жиров у новорожденных детей зависят от характера вскармливания. Эмульгированные жиры женского молока расщепляются липазой грудного молока, слюны и желудка. Гидролиз жиров с длинной углеродной цепью осуществляется только в кишечнике. У детей первых месяцев жизни жиры коровьего молока в желудке практически не гидролизируются.

Половые органы у здоровых доношенных детей имеют свои особенностей. У мальчиков яички опущены в мошонку, головка полового члена чаще скрыта под крайней плотью, размеры полового члена и мошонки индивидуальны. В норме у новорожденных мальчиков мошонка несколько увеличена в размерах. Это связано с водянкой яичек, которая проходит без лечения. Часто встречается эрекция полового члена, не являющаяся патологией. У доношенных девочек большие половые губы прикрывают малые.

К моменту рождения морфологическое и функциональное созревание почек еще не закончено. С возрастом происходят изменения размеров и в некоторой степени положения органов мочевыделения. Так у новорожденных детей размеры почек относительно больше, чем у взрослых: отношение массы почек к массе тела новорожденного составляет 1:100, у взрослого человека – 1:200. Верхний полюс почки находится на уровне XI–XII грудного позвонка, нижний – на уровне IV поясничного позвонка. Емкость мочевого пузыря у доношенного новорожденного составляет до 50 мл, к году она увеличивается до 100–200 мл. Мочеиспускательный канал у новорожденных мальчиков по длине равен 5–6 см, у новорожденных девочек – 1–1,5 см, диаметр его больше, чем у мальчиков. Слизистая оболочка мочеиспускательного канала у детей тонкая, нежная, легкоранимая, складчатость ее слабо выражена.

У здорового новорождённого отмечается умеренный тонус сгибателей конечностей, согнутые руки и ноги в положении лежа на спине приподняты над поверхностью. Отмечаются стереотипные, симметричные спонтанные движения конечностей. Движения эти могут быть беспорядочными, принимать характер тремора и симметричных клонусов, которые считают нормой. В отличие от судорог тремор и клонусы прекращаются при удерживании конечности ребёнка рукой взрослого.

Для здорового новорожденного ребенка характерны циклические изменения сна и бодрствования.
Здоровый новорожденный ребёнок имеет физиологический мышечный гипертонус. В вертикальном положении новорождённый способен в течение короткого времени удерживать голову, в положении на животе ненадолго приподнимает голову и таз.

В жизни ребенка выделяют несколько знаковых периодов. Первый из них начинается сразу после рождения, а точнее - в момент обрезания пуповины, когда дыхание и кровообращение малыша становятся автономными. Называется этот временной интервал периодом новорожденности или неонатальным. Его суть состоит в приспособлении крохи ко внеутробной жизнедеятельности.

Начинается период новорожденности после появления ребенка на свет и обрезания пуповины

Временные рамки

Для большинства молодых родителей остается загадкой, по какому принципу детей разграничивают на новорожденных, грудничков и младенцев. Разберемся в этом вопросе. Выясним, сколько суток составляют длительность неонатального периода. В соответствии с медицинскими источниками, новорожденным малыш считается с момента появления на свет до 28 суток, то есть 4 недели.

В свою очередь, неонатальный период делится на:

  • ранний – 1-7 дней;
  • поздний – 7-28.

Грудной ребенок, грудничок, младенец – идентичные понятия. Они относятся к малышу, возраст которого больше 28 суток, но меньше 1 года. Младенческий период в педиатрии разделяется поквартально – 3 месяца с даты рождения, 6, 9, 12.

Общая характеристика неонатального периода

Все органы и системы новорожденного малыша отличаются незрелостью, как с точки зрения морфологии (строения), так и с учетом функциональной активности. После появления на свет происходит их интенсивная перестройка, целью которой является приспособление организма к внеутробному существованию, к условиям внешнего окружения.



После появления на свет ребенок активно приспосабливается к условиям окружающего мира

Важная особенность неонатального периода – неустойчивость того равновесия, в котором пребывают все системы организма крохи. Минимальные изменения внешних условий способны существенно повлиять на его внутреннее состояние.

Основные перемены, которые происходят в организме малыша в момент прекращения пульсации крови в сосудах пуповины:

  • запуск малого круга кровообращения;
  • начало функционирования легочного дыхания;
  • переход на энтеральное питание, при котором пища всасывается через слизистую оболочку ЖКТ.

Кризисный момент

Жизнь начинается со стресса. Момент прохождения малыша по родовым путям называют кризисом периода новорожденности. Специалисты в области психологии считают этот этап сложным и переломным для нового человека. Составляющие кризиса:

  1. Физиологические факторы. Происходит физическое отделение ребенка от матери. Он перестает быть частью ее организма, становится автономным.
  2. Психологические аспекты. Фактическое отдаление от мамы вызывает у малыша чувство беспомощности и тревогу.
  3. Изменение внешних условий. После рождения ребенок оказывается в совершенно новом мире, где все отличается от прежних условий жизнедеятельности – температура, воздух, свет, другой способ питания, дыхания и так далее.


Жизнь маленького человечка начинается со стресса, вызванного трудным прохождением по родовым путям

Человек появляется на свет абсолютно беспомощным. Чтобы защитить его и обеспечить выживание, природа заложила в нем определенный набор безусловных рефлексов – сосательный, глотательный, хватательный и прочие.

Ранний неонатальный период

В ранний период новорожденности, продолжительность которого составляет одну неделю с момента рождения, происходит не только знакомство малыша с миром, но и первые контакты с мамой. Реальный внешний вид крохи может отличаться от того образа, который она себе представляла. Это связано с физиологическими пограничными состояниями его организма.

Оттенок кожи

Неоднородный и нехарактерный для взрослых людей оттенок кожи ребенка может быть обусловлен:

  • эритемой;
  • реакцией сосудов на внешние условия;
  • желтухой.

Эритема – покраснение кожи с синеватым оттенком. Обычно она проявляется на стопах и кистях. Причина эритемы – резкое изменение температуры окружающей среды: от 37° в утробе матери до 20-24° в палате больницы. Кроме того, привычная для ребенка водная среда сменяется воздушной. Эритема не является патологическим состоянием и не требует лечения. Температура тела, общее самочувствие и аппетит малыша находятся в пределах нормы. Спустя несколько суток в местах покраснений может начаться шелушение эпидермиса.



Причина эритемы - резкий перепад температуры окружающей среды

Физиологическая реакция сосудов чаще возникает у недоношенных детей в период новорожденности. Она является следствием незрелости сосудистой системы. Ее проявления:

  • мраморность покровов, синюшные пятна;
  • неравномерный цвет тела, на одной части кожа красная, а на другой бледная с синевой, такое бывает после сна на одном боку.

Данное состояние может иметь место на протяжении 2-3 суток после рождения. Ребенок не нуждается в лечении, но врачи за ним наблюдают.

В период новорожденности желтуха возникает вследствие функциональной недостаточности печени, обусловленной ее незрелостью. Орган не может нейтрализовать повышенное количество желчного пигмента, поступающего в кровь. В норме физиологическая желтуха, при которой покровы ребенка приобретают характерный оттенок, длится около недели. У малышей, рожденных раньше срока, она может длиться до 6 недель. Желтизна кожи, сохраняющаяся дольше положенного периода – повод для обращения к врачу.

Милии и акне

Работа сальных и гормональных желез у новорожденного не налажена. После появления на свет на его личике можно заметить мили и акне.

  • Милии – белые точки, которые обычно появляются на носу, лбу и щечках. Они возникают из-за закупорки сальных желез. Категорически запрещено их трогать. Милии проходят сами по себе через несколько недель.


Милии не требуют лечения и проходят у ребенка самостоятельно
  • Акне новорожденных – красные прыщики с гнойной белой верхушкой, похожие на юношески угри (подробнее в статье: ). Обычно они появляются на лице, но могут обнаружиться спине и шее. Причина акне у малышей – избыток материнских гормонов в крови и несовершенная работа сальных желез. В течение 2-3 месяцев они проходят. Прыщики не нужно лечить. Необходимо тщательно соблюдать гигиену. Кроме того, можно наносить 1 раз в 3 дня крем «Бепантен» тонким слоем.

В период новорожденности обнаруживаются не только описанные физиологические явления, относящиеся к нормальному развитию ребенка. Могут быть выявлены аномалии строения, наследственные патологии, фетопатии и так далее. От матери требуется повышенное внимание к ребенку, которое поможет вовремя увидеть отклонения в физическом и психическом развитии.

Поздний неонатальный период

Поздний период новорожденности длится 3 недели. Педиатры называют его временем восстановления после дезадаптационных синдромов. Основные характеристики:

  • малыш отделен от матери фактически, но сильно связан с ней физиологически и эмоционально;
  • органы и системы ребенка находятся в процессе развития, они не созрели полностью, особенно это касается ЦНС;
  • водно-солевой обмен очень подвижен;
  • организм новорожденного претерпевает изменения в биохимическом, функциональном и морфологическом аспектах;
  • состояние ребенка находится в значительной зависимости от внешних факторов;
  • при нарушении условий жизни физиологические процессы быстро трансформируются в патологические.


Состояние ребенка в период поздней новорожденности сильно зависит от качества ухода

В этом возрасте малышу нужна забота. Важно удовлетворять его потребности в еде, питье, сне, ласке. Именно это обеспечивает выживание ребенка. Большую часть суток новорожденный проводит во сне, но со временем число часов бодрствования увеличивается. Происходит развитие зрительной и слуховой систем, вместо безусловных автоматизмов возникают условные рефлексы. Малыш преодолевает кризис и постепенно адаптируется к новым условиям.

Особенности работы различных органов и систем ребенка

Психическое и физическое развитие детей имеет определенные возрастные закономерности. До какого возраста продлится дозревание той или иной системы, зависит от индивидуальных особенностей ребенка и внешних условий его жизнедеятельности. Однако врачи выделяют общие нормы, характерные для большинства здоровых малышей.

Зрение

Мышцы, отвечающие за движения глазных яблок, а также зрительные нервы у новорожденных детей сформированы не на 100%. В результате возникает физиологическое косоглазие. Это явление, обусловленное недостаточным развитием глазодвигательных мускулов, считается нормальным и со временем проходит. На этапе ранней новорожденности малыш отличает свет от тьмы, то есть разграничивает день и ночь.



Физиологическое косоглазие считается нормой и проходит без лечения

Слух

На протяжении первых 3-4 суток жизни полости ушей ребенка не заполнены воздухом, поэтому его слух несколько снижен. Затем происходит постепенное развитие слухового аппарата и малыш слышит почти как взрослый. При очень громких звуках он вздрагивает. При этом можно заметить, как меняются частота и глубина его дыхания, а также мимика.

Осязание, вкус, обоняние

Вследствие неравномерного распределения нервных окончаний новорожденный неодинаково реагирует на прикосновения к разным частям тела. Кожа лица и конечностей является более чувствительной, чем покровы спины. В общем осязание развито хорошо.

Возрастной особенностью крохи является любовь к сладкому вкусу, которым обладает молоко матери. Попробовав что-то сладковатое, он облизывает губы, совершает глотательные движения, успокаивается. Если жидкость горькая или соленая, ребенок прекращает сосать, плачет, гримасничает.

Обоняние малыша развито. Резкие ароматы вызывают у него реакцию, выражающуюся в изменении частоты дыхания.



Любимым сладим вкусом ребенка снабжает молоко его мамы

Кожа

Кожные покровы ребенка кровоснабжаются намного интенсивнее, чем у взрослых, за счет большого количества и увеличенного диаметра капилляров. Любые повреждения, причина которых устранена, быстро заживают. Однако развитие потовых желез недостаточное. Как следствие, ребенок младше месяца легко перегревается из-за высокой температуры воздуха или слишком теплой одежды.

Мочевыделительная система

Развитие почек малыша заканчивается уже после рождения. В мочевом пузыре содержится небольшое количество урины, свойства которой отличаются от стандартов, характерных для взрослого человека. Для новорожденных используются свои возрастные нормы, касающиеся содержания белка, удельного веса, биохимических реакций. В первую неделю мочеиспускание происходит 4-5 раз в сутки, затем – 15-25 раз.

Дыхательная система

Дети на этапе новорожденности, а также в грудном возрасте обладают узкими верхними дыхательными путями, к которым относятся носовые ходы, гортань, трахея. Слизистые оболочки, выстилающие их, активно снабжаются кровью. Они очень чувствительны к механическим раздражителям и сухости воздуха. Частота дыхания в норме – 40-60 движений в минуту.



Дыхание у детей достаточно поверхностное даже во сне

Сердечно-сосудистая система

После рождения функционирования сердечно-сосудистой системы ребенка меняется кардинально. Закрываются сосуды и отверстия, через которые осуществлялся плацентарный кровоток. Легкие наполняются кровью. Нормальная частота пульса – 110-140 ударов в минуту. Любое внешнее воздействие приводит к ее изменению.

Пищеварительная система

Дозревание органов пищеварения продолжается после рождения. Ребенок появляется на свет с развитой жевательной мускулатурой и большим языком. Благодаря этому он может активно сосать, не уставая в течение длительного времени. Слюнные железы недоразвиты, поэтому вырабатывают мало секрета.

В течение первых суток ЖКТ малыша стерилен, но быстро заселяется флорой. Объем желудка растет ежедневно: после рождения его емкость – 20 мл, спустя неделю – 50 мл, через 4 недели – 100 мл. Оптимальная пища – грудное молоко. В организме малыша вырабатываются ферменты именно для его переваривания.

Внешний вид кала меняется постепенно. Сначала он коричневый, затем желто-зеленый, далее – желтый, кашеобразный с кислым запахом. Трансформации связаны с процессом колонизации слизистых оболочек бактериями.



Оптимальной пищей для ребенка такой возрастной категории считается грудное молоко

Нервная система

Нервная система ребенка на протяжении первых месяцев жизни развивается активнее всего. Сначала большую часть суток (20-22 часа) он проводит во сне, так как в коре головного мозга процессы торможения превалируют над возбуждением. Со временем увеличиваются периоды бодрствования.

Возбудимость, рефлексы и реакции малыша постоянно трансформируются. Очень выражен тонус мышц рук и ног. В этот период, например, может наблюдаться физиологический тремор – дрожание мускулов конечностей. Кроме того, выделяют ряд безусловных рефлексов, связанных с незрелостью головного мозга, которые изначально есть у всех детей, но угасают в первый год жизни.

1.2.2. Периоды детского возраста

Организм ребенка в биологическом отношении не является постоян­ным. Он непрерывно находится в процессе роста и развития, которые происходят с определенной законо­мерной последовательностью. От момента рождения и до того, как ребенок станет взрослым челове­ком, он проходит ряд возрастных стадий, или периодов. По мере та­кого перехода меняются морфофизиологические особенности, среда, окружающая обстановка, поэтому совершенно недопустимо рассмат­ривать ребенка как взрослого в ми­ниатюре. Не следует также гово­рить об анатомофизиологических нормах для детей вообще или осо­бенностях течения той или иной болезни у ребенка, не учитывая роль возрастного фактора.

Таким образом, в практической деятельности врача необходим ин­дивидуальный подход как к здоро­вым, так и к больным детям с уче­том возрастных анатомофизиоло-гических особенностей.

Дифференцированный подход к оценке состояния ребенка опреде­ляется возрастными периодами его развития. Естественно, что между ними нельзя провести строгой гра­ни. В практическом отношении целесообразно различать внутриут­робный период, подразделяющийся на стадии эмбриона и плода, и вне-утробный, включающий:

а) период новорожденности;

б) грудной;

в) преддошкольный (ясельный);

г) дошкольный;

д) младший школь­ный;

е) старший школьный.

Период внутриутробного разви­тия. Для плода организм матери яв­ляется окружающей средой, и со­стояние ее здоровья, условия жизни во время беременности имеют важ­нейшее значение для его нормаль­ного физиологического развития.

Внутриутробный период разви­тия подразделяется на две стадии: эмбриональную, включающую пер­вые 11 -12 нед, и фетальную (пла­центарную) - до рождения. Первая стадия характеризуется формирова­нием органов и систем, питанием из желточного мешка. На этой ста­дии зародыш превращается в плод с органами и системами, присущими раннему периоду онтогенеза чело­века. В фетальной стадии развития идут интенсивные процессы дифференцировки и созревания всех тканей, увеличение длины и массы тела. Плод подготавливается к вне-утробной жизни. Например, при сроке беременности 3-6 нед у него образуются зачатки важнейших ор­ганов, затем начинает развиваться мозг, а на 3-м месяце внутриутроб­ной жизни уже отчетливо определя­ется кора большого мозга, интен­сивное развитие которой продолжа­ется в последующие месяцы жизни. К 12-й неделе мегалобластический тип кроветворения полностью за­меняется нормобластическим, в пе­риферической крови появляются лейкоциты, а при сроке гестации 13 нед начинает образовываться ге­моглобин, как у взрослого челове­ка, происходит становление анти­генных систем крови. С 20-й до 28-й недели вместо печеночно­го кроветворения устанавливается костномозговое. К 16-17-й неде­ле развивается инспираторная часть дыхательного центра. При сроке 20 нед спонтанные движения плода настолько хорошо выражены, что ощущаются матерью и врачом. Плод 22-24-недельного возраста может дышать и сосать. Несколько позже в надпочечниках плода на­чинается синтез гидрокортизона. С 28 нед плод считается жизнеспо­собным, но морфологическое и функциональное развитие его не закончено. Так, мозг лишь внешне напоминает мозг новорожденного, кора еще не функционирует. Наи­более бурно растут, быстро созрева­ют и миелинизируются ствол мозга и спинной мозг, т.е. те части мозга, филогенетически более древние, которые выполняют жизненно важ­ные функции. При нормально про­текающей беременности к моменту родов плод достигает такой степени зрелости, которая при благоприят­ных внешних условиях обеспечива­ет правильное развитие новорож­денного. В позднем фетальном пе­риоде (III триместр беременности) происходит отложение в организме плода многих веществ - железа, кальция, витаминов и др., потреб­ность в которых в послеродовом периоде не полностью покрывается материнским молоком.

В эмбриональной стадии разви­тия плода различные заболевания матери могут привести к самопро­извольному прерыванию беремен­ности, а различные эндогенные и экзогенные тератогенные факто­ры - к порокам развития (эмбриопатии), поэтому первые 3-7 нед беременности принято считать кри­тическим периодом, хотя сроки формирования органов и систем неодинаковы. На стадии плода пла­цента является достаточным биоло­гическим барьером между матерью и плодом. Однако постепенно про­ницаемость ее увеличивается, и она может стать проходимой для вирус­ной инфекции, микробных токси­нов, различных лекарственных ве­ществ, в том числе и антибиотиков, поэтому вирусные заболевания ма­тери (грипп, краснуха и др.) стано­вятся чрезмерно опасными для плода и могут отразиться на физи­ческом и психическом развития но­ворожденного. Отрицательное воз­действие различных факторов при­водит к дисплазии и гипоплазии органов и тканей (фетопатиям), преждевременным родам, внутриут­робной гипотрофии.

В период внутриутробного разви­тия выявляются некоторые наслед­ственные и приобретенные факто­ры, как благоприятно влияющие на внутриутробное развитие плода, так и нарушающие его. Аномалии раз­вития формируются главным обра­зом в первые 3 мес беременности. К этому времени относится возник­новение некоторых аномалий в об­ласти лица и челюстей, наиболее часто - расщелин верхней губы и неба. Вследствие недоразвития или отсутствия лобно-носового отрост­ка могут произойти сближение за­кладок глаза и их слияние (одноглазие). В течение первых 2 мес внутриутробного развития возмож­но образование кист и свищей око­лоушной области и шеи, различных аномалий мышечной, сосудистой и нервной систем. К концу 2-го меся­ца эмбрион уже сформирован. Воз­никающие после этого периода аномалии менее значительны и яв­ляются главным образом следстви­ем недостаточного роста и развития плода. К ним относятся неправиль­ности строения черепа и лицевых костей, недоразвитие хрящей носа и ушей, закрытие глазной щели и др. С 4/ 2 -5 мес внутриутробного развития начинается минерализа­ция молочных резцов, а с 7 мес - клыков и моляров. Химический со­став и структура эмали этих зубов в значительной мере определяются именно в этот период. В связи с этим представляется особенно важ­ной так называемая антенатальная профилактика - дородовая охрана здоровья матери и ребенка, которая должна быть основной задачей не только акушеров и педиатров, но и врачей других специальностей, в том числе стоматологов.

Период новорожденности, или неонатальный период (от лат. ново­рожденный) начинается от первого вдоха ребенка и условно продол­жается до конца 4-й недели жизни (28 дней). Длительность этого пе­риода определяется временем адап­тации новорожденного к внеутробным условиям. Переход к самостоя­тельному, внематочному существо­ванию характеризуется значитель­ными морфологическими, функ­циональными и биохимическими сдвигами. Появляется легочное ды­хание, включается малый круг кро­вообращения, запустевают пупоч­ные сосуды, закрывается арте­риальный (боталлов) проток, уста­навливается самостоятельная, но крайне несовершенная терморегу­ляция. Этот период характеризуется незрелостью всех органов и систем, особенно ЦНС. Внешне ребенок беспомощен: свисает голова, не держится спина, он все время дела­ет беспорядочные движения руками и ногами. Верхние и нижние ко­нечности ребенка находятся в со­стоянии гипертонуса, что указывает на преобладание в этом периоде подкорковой и спинальной регуля­ция. Из-за недифференцированности коры большого мозга ребенок рождается только с безусловными рефлексами (сосательный, глота­тельный, хоботковый и др.) и почти постоянно, кроме периодов корм­ления, находится в состоянии сна.

У новорожденного быстро увели­чивается масса тела - за первый месяц жизни примерно на 800 г. Активность пластических процес­сов и быстрое увеличение массы тела обеспечиваются большим фун­кциональным напряжением желу­дочно-кишечного тракта (при усло­вии низкой ферментативной актив­ности), в основном характером пи­тания. Наиболее физиологической пищей для ребенка этого возраста является грудное молоко.

Иммунная система созревает по­степенно. Естественное вскармли­вание, асептика и антисептика пре­дупреждают инфекционные заболе­вания ребенка с физиологически сниженной иммунной защитой.

У новорожденного наблюдается также недостаточность нейроэндокринной и почечной регуляции об­мена воды, что определяет непосто­янство осмотического давления плазмы и склонность к обезвожива­нию.

Таким образом, в период ново­рожденности все основные функ­ции организма находятся в состоя­нии неустойчивого равновесия и даже незначительные изменения условий окружающей среды могут быть причиной тяжелых нарушений важных жизненных процессов. Все это требует тщательного специаль­ного ухода за новорожденным, хо­роших гигиенических условий его содержания, правильной организа­ции вскармливания.

В этот период могут наблюдать­ся особые состояния, пограничные между физиологией и патологией (эритема новорожденных, физио­логическая желтуха, физиологи­ческий мастит, транзиторная ли­хорадка, физиологическая потеря массы тела, альбуминурия, мочекислый инфаркт почек, половые кризы). Они бывают кратковремен­ными, в дальнейшем не повторяют­ся, но при неблагоприятных усло­виях могут перейти в патологиче­ский процесс.

Физиологические отклонения от нормы у новорожденных нередки. Очень часто (даже после нормаль­ных родов) имеются точечные кро­воизлияния на коже и слизистых оболочках, чаще всего на лице и конъюнктивах - в результате по­вреждения капилляров при веноз­ном застое во время родов (они бы­стро исчезают и не имеют вредных последствий).

Наряду с точечными кровоизлия­ниями к физиологическим родовым травмам надо отнести и так называ­емую родовую опухоль - кровоиз­лияние с отеком тканей, вызванное давлением на месте предлежащей части. Опухоль чаще всего распола­гается в области темени или затыл­ка, но может иметь и другую лока­лизацию: при лицевом предлежании - на лице, при лобном - на лбу.

Желтуха новорожденных наблю­дается в основном на 2-3-й день жизни, реже к концу 1-х или на 4-5-е сутки. Желтушное окраши­вание кожи раньше всего появляет­ся на лице.

В течение первых 3-4 дней жиз­ни масса тела новорожденного за­метно снижается. Это явление фи­зиологическое, получившее назва­ние физиологической убыли массы тела.

Об этих изменениях должны знать детские стоматологи, особен­но оперирующие ребенка в первые дни его жизни.

Выраженные пороки развития ЧЛО легко определяет педиатр или акушер родильного дома, менее вы­раженные могут остаться незаме­ченными. Ребенок иногда плохо за­хватывает сосок матери, щелкает при сосании языком, что может быть обусловлено короткой уздеч­кой языка. Если при этом ребенок не получает достаточного количест­ва молока при нормальной лакта­ции у матери и масса тела его не увеличивается, производят рассече­ние короткой уздечки языка. Учи­тывая, что у новорожденного очень лабильны все системы гомеостаза, необходимо наблюдение за ним врача в течение 1-3 дней после этой небольшой операции.

При кормлении ребенок иногда захлебывается молоком, что может быть обусловлено укорочением мягкого неба или его скрытой рас­щелиной. Определить такой порок сможет стоматолог, который и даст рекомендацию матери кормить ре­бенка в вертикальном положении.

При искусственном вскармлива­нии важно с первых дней жизни обеспечить необходимую нагрузку на челюсти и мягкие ткани ЧЛО новорожденного. При кормлении грудью ребенок первых дней жизни сжимает сосок десневыми валиками с силой около 300 г, а к 2-недельному возрасту эта сила увеличива­ется до 700-800 г за счет роста и развития жевательных и лицевых мышц. Поэтому при искусственном вскармливании соска на бутылочке должна быть из упругой резины с маленьким отверстием, которое де­лают раскаленной иглой. Ребенок должен высасывать молочную смесь в течение 12-15 мин, т.е. вы­полнять необходимую для правиль­ного развития работу.

У новорожденного нередко на­блюдается поверхностный кандидоз слизистой оболочки рта - молоч­ница. Значительно реже у ослаб­ленных детей выявляются афты Беднара.

Болезни периода новорожденности имеют некоторые особенности. Чаще всего они проявляются в виде внутриутробно развивающих­ся (врожденных) вирусного гепати­та, цитомегалии, листериоза, маля­рии, туберкулеза, сифилиса, токсоплазмоза, врожденных пороков органов и систем, разнообразных родовых травм и нарушений мозго­вого кровообращения, а также по­следствий внутриутробной асфик­сии; гемолитической и геморраги­ческой болезни новорожденных, септических заболеваний, вызван­ных нередко кокковой флорой, по отношению к которой новорож­денный беззащитен. Заражение мо­жет произойти как внутриутробно, так и в период родов и после рож­дения. Отмечается склонность к быстрой генерализации процесса с развитием тяжелых септических и токсико-септических состояний, пневмоний.

Грудной период начинается с 3-4-й недели жизни и заканчива­ется (условно) в 12 мес. Он харак­теризуется более высокими, чем в последующие годы, темпами физи­ческого и психического развития. Масса тела ребенка к концу перво­го года жизни утраивается. Рост увеличивается на 26 см, окружность головы - на 12 см, а груди - на 13-15 см. Существенно меняются пропорции тела, приближаясь к та­ковым взрослого, что выражается в преобладающем удлинении конеч­ностей и в меньшей степени туло­вища и головы. Развиваются стати­ческие функции: в 2 мес ребенок хорошо держит голову, находясь в вертикальном положении; с 4-5 мес переворачивается с живота на спину, затем со спины на живот; к 7 мес самостоятельно садится, а к концу года начинает ходить. В 5-6 мес прорезываются первые мо­лочные зубы, к году обычно бывает 8 зубов.

В грудном возрасте у ребенка значительными темпами идет пси­хическое развитие. По мере диффе­ренцирования ЦНС, начиная с 2-3-й недели, а особенно после месяца, развиваются условные реф­лексы (первая сигнальная система). Сначала они довольно просты, на­пример рефлекс на положение при кормлении, а затем значительно усложняются. С 1 мес движения глазных яблок становятся коорди­нированными, взгляд фиксируется на ярких предметах, появляется слуховое сосредоточение, к концу 2-го месяца ребенок следит за дви­жением предмета, улыбается. С 3-4 мес он эмоционально гулит, узнает близких, с б мес лепечет слоги «ба», «па», «ма», громко сме­ется. К концу года ребенок произ­носит первые осмысленные слова (с этого момента начинается разви­тие речи - вторая сигнальная сис­тема), выполняет простые требова­ния, понимает слова запрета. К этому времени замедляется физическое развитие, его опережает психи-ческое.

Для правильного развития ребен­ка необходимы четкая организация режима дня, питания, чередование периодов сна и бодрствования. Все жизненные системы организма, адаптированные к внеутробному существованию в течение 1-го ме­сяца жизни, оказываются еще неу­стойчивыми и легко расстраивают­ся при любых нерациональных условиях. Правильно организован­ное вскармливание должно обеспе­чить высокую потребность ребенка 1-го года жизни в основных пита­тельных веществах и энергии. Не­сбалансированное питание в усло­виях интенсивного роста приводит к развитию заболеваний (анемия, рахит, гипотрофия), связанных с легко возникающим нарушением в обмене или дефицитом тех или иных веществ. В то же время отно­сительная незрелость функций же­лудочно-кишечного тракта затруд­няет переваривание пищи и пред­располагает к быстрому развитию нарушений пищеварения, т.е. дис­пепсиям.

У некоторых детей выявляют так называемые аномалии конститу­ции - экссудативный, невропати­ческий и лимфатический диатезы. Интенсивный рост скелета обу­словливает повышенную его рани­мость и большую частоту рахита.

Первоначальный пассивный им­мунитет у ребенка постепенно ослабевает, а приобретенный имму­нитет еще отсутствует. Случайный контакт с различными инфекциями сенсибилизирует организм, что де­лает его особенно предрасположен­ным к различным гноеродным и другим инфекциям. Наиболее часто входными воротами инфекции ока­зываются кожа, слизистая оболочка рта и дыхательных путей. Склон­ность к диффузным реакциям и не­способность к ограничению того или иного патологического процес­са лишь определенным органом или одной тканью тоже весьма ха­рактерны для этого возраста.

В грудном возрасте могут дейст­вовать факторы, приводящие к зубочелюстным деформациям и ано­малиям, например привычка сосать пальцы, язык, губы. В этом случае ребенку лучше дать пустышку, вы­нув ее изо рта при наступлении глу­бокого сна, а во время бодрствова­ния ограничить движения рук спе­циальной одеждой. Важно, чтобы подушка была небольшой и плос­кой. Сон с опущенной на грудь го­ловой тормозит развитие нижней челюсти, при запрокинутой голове мышцы шеи напряжены, а нижняя челюсть смещается кзади. В этом возрасте выявляется затруднение носового дыхания, что также при­водит к нарушению роста и разви­тия челюстей.

На 1-м году жизни продолжаются формирование и минерализация молочных зубов и начинается ми­нерализация постоянных зубов. Различные болезни детей, при ко­торых нарушается водно-солевой обмен, влияют на структуру твер­дых тканей зуба и могут быть при­чиной их системной гипоплазии и низкой резистентности к кариесу.

Преддошкольный период (от 1 года до 3 лет - ясельный возраст) характеризуется быстрым совер­шенствованием двигательных навы­ков ребенка, речи и психики, про­должающимся ростом. Ребенок очень подвижен, любознателен, основной формой его развития яв­ляется игра, через которую он по­знает окружающую среду и приоб­ретает первые трудовые навыки. Быстро растет словарный запас ре­бенка, он начинает говорить, со­ставляя сначала примитивные фра­зы. К 2-3 годам предложения ста­новятся многословными. Малыш подражает взрослым, поэтому осо­бенно важно разговаривать с ним правильно. Начиная с 1,5 лет дети спят днем 1 раз около 3 ч, а но­чью - 11ч.

В этом периоде также важно пра­вильно организовать режим ребен­ка, чтобы не перегрузить его впе­чатлениями, оградить от отрица­тельных воздействий окружающей среды.

В связи с увеличивающимися контактами детей между собой, а также утратой к этому времени врожденного иммунитета в преддошкольном периоде увеличивает­ся возможность распространения острых детских инфекционных за­болеваний (корь, коклюш, ветряная оспа, скарлатина, дизентерия и др.).

Дошкольный период (от 3 до 7 лет). В этом периоде у детей замед­ляется процесс роста, но активно совершенствуются функциональ­ные возможности органов и систем, развиваются тонкие навыки: уме­ние кататься на двухколесном вело­сипеде, коньках, танцевать, выши­вать, вязать. Благодаря хорошей па­мяти дети чрезвычайно легко запо­минают стихи, пересказывают сказ­ки, рассказы, усваивают чужой язык. Навыки, умения и поведение формируются вследствие подража­ния как хорошему, так и плохому, поэтому особенно важна правиль­ная организация воспитательной работы с детьми дома и в детских садах. К концу этого периода ребе­нок готовится к поступлению в школу. Заметно снижается склон­ность к генерализации процесса и токсическим реакциям. В этом пе­риоде самыми частыми являются не только острые инфекционные забо­левания, но и такие, в развитии ко­торых большую роль играет аллер­гия (бронхиальная астма, ревма­тизм и др.).

Период младшего школьного воз­раста (от 7 до 12 лет). В этот пери­од у детей продолжается совершен­ствование функций организма. Усиленно развиваются и крепнут мышечная система и скелет. Мо­лочные зубы полностью заменяют­ся постоянными. Школьный ритм жизни способствует развитию усид­чивости, необходимых трудовых на­выков. В это время нужно строго следить за осанкой ребенка, так как неправильное положение за партой или столом, ношение в одной руке тяжелого портфеля и ряд других моментов могут привести к искрив­лению позвоночника. Помимо острых инфекционных заболева­ний, начинают появляться хрони­ческие (туберкулез, нефрит, ревма­тизм и др.).

Этот период отличается от пре­дыдущего в основном количествен­ным, а не качественным развитием ребенка, поэтому преддошкольный и дошкольный периоды часто объе­диняют в один - период молочных зубов. В преддошкольном и дошко­льном периодах у детей при отсут­ствии комплексной профилактики выявляются многие стоматологиче­ские заболевания. Наиболее массо­выми являются кариес и его ослож­нения, в том числе тяжелые воспа­лительные заболевания, а также формирующиеся и сформирован­ные зубочелюстные аномалии и де­формации.

Период полового созревания. Это последний период детства (пубер­татный период, старший школьный возраст), продолжающийся от 12 до 16-17 лет. Он характеризуется вы­раженной перестройкой эндокрин­ной системы, усиленным ростом. У девочек вторичные половые при­знаки обычно развиваются на 1 - 1,5 года раньше, чем у мальчиков. В этом периоде часто встречаются функциональные расстройства сер­дечно-сосудистой и нервной систем («юношеское сердце», «юношеская гипертензия», у девушек - дисциркуляторные расстройства в виде акроцианоза и обморочных состоя­ний), обусловленные, с одной сто­роны, быстрым, непропорциональ­ным ростом всего тела и отдельных органов, с другой, - неустойчиво­стью вегетативно-эндокринной си­стемы.

Помимо стоматологических забо­леваний, характерных для школь­ников, у них нередко развиваются гингивиты, а при отсутствии про­филактических мероприятий, ран­него выявления и систематического лечения - и более глубокие пора­жения тканей пародонта.

Особенности организма ребенка в различные возрастные периоды должны служить научным обосно­ванием дифференцированной сто­матологической помощи детям.

(Слайд 6: новорожденный на весах) Доношенным ребенок считается, если он рождается в 38-42 недели беременности, весит не менее 2,5 кг и его рост не меньше 45 см. Вес мозга новорожденного ребенка весит в 4-5 раз меньше мозга взрослого человека (Слайд 7: признаки доношенности)

Признаками доношенности ребенка являются: розовый цвет кожных покровов, волосяной покров располагается только на голове и плечиках, ногтевое ложе полностью заполнено ногтем, хорошо развитые безусловные рефлексы, т.к. ребенок рождается с определенной готовностью нервной системы приспосабливать организм к внешним условиям. В первые дни у ребенка можно отметить группу функциональных рефлексов, необходимых для выживания.

(Слайд 8: врожденные рефлексы)

* защитный - если новорожденного положить на живот, то он рефлекторно поворачивает голову в сторону;

* зрачковый - при резком увеличение света зрачок сужается;

* мигательный - при мерцании света или дуновении воздуха малыш прищуривается или закрывает глаза;

* сосательный - при раздражении полости рта ребенок начинает сосать;

* поисковый - при прикосновении к щеке малыш поворачивает голову в сторону раздражителя и с открытым ртом ищет грудь.

(Слайд 9: медсестра заворачивает новорожденного). Именно эти жизненно важные врожденные реакции ребенка помогают ему приспособиться к новым условиям существования. Если какие-либо из этих врожденных реакций отсутствуют, то врач может заподозрить отклонения в работе нервной системы, что в свою очередь может привести к отклонению в психическом развитии

Слух к моменту рождения хорошо развит, но малыш не дифференцирует звуки и первые две недели может не слышать из-за того, что ушная раковина наполнена околоплодной жидкостью. Зрение отстает от слуха: примерно месяц ребенок видит предметы в перевернутом виде и черно-белом свете.

(Слайд 10: любой предмет черно-белого изображения вниз головой)

Хорошо развит вкус (может дифференцировать горькое, сладкое, кислое, солёное уже к моменту рождения). Обоняние и осязание также хорошо развиты к моменту рождения.

(Слайд 11: новорожденный на руках завернутый в пеленках) С момента рождения начинается легочное дыхание, устанавливается внеутробное кровообращение, зародышевые пути циркуляции крови подвергаются обратному развитию, начинает функционировать кишечник и другие системы организма. Терморегуляция организма еще отсутствует. Единственное, что может ребенок, - это принять внутриутробную позу, т.е. поджать ножки и прижать к себе ручки, и этим уменьшить площадь теплообмена.

Таким образом, в этот период все основные функции организма ребенка находятся в состоянии неустойчивого равновесия.

Психологические особенности новорожденного. Кризис новорожденности.

Ребенок наиболее беспомощен в момент своего рождения, т.к. у него нет ни одной формы поведения, все складывается при жизни и в этом ему должны в первую очередь помочь окружающие его взрослые – мама и папа. Именно наличие небольшого количества врожденных рефлексов обеспечивает огромный потенциал в приобретении ребенком разнообразных новых форм поведения.

(Слайд 12: психологические особенности) В момент родов, пишет Л.С, Выготский, ребенок физически отделяется от матери, но биологического отделения от нее в этот момент не происходит. Потому что в основных жизненных функциях ребенок остается еще долго не самостоятельным существом. Жизнедеятельность и само существование ребенка в тот период дают основание Л.С. Выготскому говорить о периоде новорожденности как особом возрастном этапе, «обладающем всеми отличительными чертами критического возраста».

Самую главную особенность данного возрастного периода Л.С. Выготский видит в своеобразии социальной ситуации развития. Эта ситуация, создается благодаря тому, что, отделяясь от матери физически, ребенок не отделяется от нее биологически. А поэтому существование ребенка в период новорожденности можно рассматривать как промежуточное состояние между внутриутробным и внеутробным развитием.

С самого момента рождения возникает ситуация объективно необходимых отношений между ребенком и взрослым. Все условия жизни ребенка сразу же социально опосредованы. Однако социальная ситуация должна установиться. Единство матери и ребенка должно появиться. То единство, которое существует с самого начала рождения, идет со стороны матери, а со стороны ребенка, ее пока еще нет.

(Слайд 13: спящий ребенок) Ребенок 80% времени суток спит. Сон носит полифункциональный характер, потому что не смещен на ночное время суток. Ребенок спит полубодрствуя. 20% времени ребенок бодрствует, но само бодрствование пока носит полудремный характер. Процесс правильного чередования сна и бодрствования формируется под влиянием условий воспитания – со временем период бодрствования начинает совпадать с моментами кормления это формирование первых условных рефлексов.

Движения новорожденного еще нельзя назвать движения в собственном смысле слова. Это скорее физиологическое расправление двигательных органов. Новорожденный во многом еще подкорковое существо, да и сама подкорка пока еще не организована. Все находится в состоянии негармоничном; поведения в собственном смысле слова пока еще нет.

(Слайд 14: характеристики психической жизни)

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Период новорожденности

ВВЕДЕНИЕ

1. Период новорожденности.

2. Организм новорожденного ребенка и условия его питания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Период новорожденности является ответственным в жизни ребенка. В этот период происходит приспособление всех органов и систем, в том числе и пищеварительного тракта, к условиям внеутробного существования. Одним из важнейших факторов внешней среды, требующих постоянного приспособления, является питание.

Период грудного возраста характеризуется интенсивным нарастанием массы тела и ростом, что обеспечивается высоким уровнем обмена веществ, который требует поступления в организм достаточного количества пищевых и биологически активных веществ. Масса тела увеличивается вдвое к 4-4, 5 месяца жизни, утраивается к 10-11 месяцам. Ежемесячная прибавка массы тела составляет: до 3-4 месяцев в среднем 800 г, от 4 до 6 месяцев 600 г, во втором полугодии - 400 г.

Растет ребенок наиболее энергично в первые месяцы жизни: до 3 месяцев он прибавляет в росте по 3 см в месяц, от 3 до 6 месяцев по 2-2,5 см, от 6 до 9 месяцев по 2 см, до конца года по 1,5 см. Таким образом, за первое полугодие ребенок вырастает на 15-16 см, а за весь первый год жизни - на 25-27 см.

К десятому дню жизни ребенка количество получаемого ребенком молока достигает приблизительно 1/5 массы тела (600-900 мл), от 1 до 4 месяцев оно составляет 1/6 массы тела (800-1000 мл), от 4 до 6 месяцев - 1/7 массы тела (900-1100 мл).

Но это лишь ориентировочные показатели. При их определении необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.

В период новорожденности могут появляться заболевания, характерные только для детей этого возраста, так как связаны с особенностями развития различных систем их организма. Несмотря на постоянный медицинский надзор, здоровье младенца во многом в руках родителей.

1. Период новорожденности

Процесс рождения - тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи говорят о кризисе новорожденности. Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям ребенку помогают наследственно закрепленные механизмы - безусловные рефлексы. Это, прежде всего, система пищевых рефлексов. При прикосновении к углам губ или языку появляются сосательные движения, а все остальные движения тормозятся. Поскольку ребенок полностью сосредоточен на сосании, эта реакция была названа «пищевым сосредоточением». Ряд других безусловных рефлексов приведен в таблице 1 Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Курс лекций. - Ростов-на-Дону, 2002. .

Таблица 1

Бузусловные рефлексы новорожденного

Следует также назвать в качестве безусловных группу рефлексов, способствующих самосохранению и развитию детского организма. Они связаны с регуляцией пищеварения, кровообращения, дыхания, температуры тела, обменных, процессов и т. п. Несомненно врожденными являются сосательные, защитные, ориентировочные, хватательные, опорно-двигательные и ряд других рефлексов; все они отчетливо проявляются уже на втором месяце жизни ребенка Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Курс лекций. - Ростов-на-Дону, 2002. .

Итак, новорожденный - это ребенок с момента рождения до 4 недель. Различают доношенных (родившихся в сроки от 38-й до 42-й недели беременности), недоношенных (родившихся между 28-й и 38-й неделями беременности) и переношенных (родившихся в 42 недели и позже). Как правило, доношенные дети морфологически и физиологически подготовлены к внеутробной жизни - активны, хорошо берут грудь, активно сосут, крик громкий, вес - от 2600 до 5000 г, рост - от 48 до 57 см. Период новорожденности - это период приспособления ребенка к новым условиям жизни. Начинается он после родов с момента перевязки пуповины и длится 18-24 дня.

С момента рождения в организме ребенка происходит целый ряд изменений: возникает легочное дыхание, происходит перестройка кровообращения, начинаются процессы сосания и пищеварения, изменяется обмен энергии, повышается основной обмен. В этот период жизни значительного полового различия между женским и мужским организмом нет. Период детства характеризуется относительным покоем женской и мужской половых систем.

Рассмотрение периода новорожденности как переходного выявляет процессы перестройки индивидной организации ребенка на разных ее уровнях. На соматическом уровне происходят разного рода адаптивные сдвиги в жизненно важных функциях и системах. Общим показателем адаптационных процессов: является потеря веса, составляющая 5-6% от первоначального, В нормальных условиях процесс снижения и последующего восстановления веса происходит в течение первых трех недель жизни.

Слабость процессов возбуждения и торможения в первое время после рождения определяет своеобразное переходное состояние от сна к бодрствованию, выраженное в том, что 80% времени ребенок проводит во сне, который не сконцентрирован в определенное время суток. У новорожденных с низкой и неустойчивой возбудимостью увеличение реобазы и хронаксии при действии посторонних раздражений указывает на быструю истощаемость нервных клеток Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. - Л.: Издательство Ленинградского ун-та; 1990. - 256 с. .

Все основные функции организма ребенка находятся в положении неустойчивого равновесия, и даже незначительные изменения состояния окружающей среды могут привести к тяжелым нарушениям важных процессов жизнедеятельности. Организм новорожденного очень восприимчив к гноеродным микробам, в частности, к стафилококкам, стрепотококкам, к некоторым штаммам кишечной палочки. Эти возбудители нередко вызывают у новорожденных тяжелые токсикозы. К ним можно отнести сепсис, пемфигус и другие гнойные заболевания кожи, заболевания пупочного канатика, пупочной ранки и пупочных сосудов. Новорожденные могут заболеть коклюшем, который протекает у них очень тяжело.

Наряду с этим новорожденные невосприимчивы к целому ряду болезней. Они почти не болеют корью, скарлатиной, краснухой. Пониженная или полная невосприимчивость новорожденных к некоторым инфекциям объясняется пассивной передачей ребенку материнских антител через плаценту во время внутриутробного развития и через молоко при вскармливании грудью.

2. Организм новорожденного ребенка и условия его питания

Период новорожденности есть период приспособления всех органов ребенка, в том числе и пищеварительного тракта, к условиям внеутробного существования. Все функции организма, в частности процессы обмена веществ, претерпевают в первые дни жизни ребенка своеобразные, но вполне постоянные у всех новорожденных и, следовательно, закономерные изменения. Макроскопическое и микроскопическое строение центральной и периферической нервной системы еще не закончено; у новорожденного имеются только некоторые безусловные рефлексы, и нет условных рефлексов, приобретаемых в процессе жизни и имеющих большое значение для питания детей грудного возраста.

Большие изменения претерпевает характер питания. Если в период внутриутробного развития ребенок получал все пищевые вещества с кровью матери, то после рождения он получает пищу извне и у него начинают формироваться процессы пищеварения. Доношенный ребенок рождается с массой тела в среднем 3200-3400 г. В первые дни жизни отмечается так называемая физиологическая потеря массы тела составляющая 8-10% (200-300 г). К 8-10-му дню жизни ребенка его масса тела восстанавливается.
В период новорожденности все органы и ткани ребенка еще несовершенны, легко ранимы, все основные функции организма находятся как бы в состоянии неустойчивого равновесия.

Кожа новорожденного ребенка очень нежная, тонкая, легко травмируется и подвержена различным заболеваниям. Костная ткань по своему строению несовершенна, содержит мало солей извести, вместо некоторых костей имеются хрящи. Мускулатура развита слабо. Температура тела новорожденного неустойчива и может изменяться в зависимости от температуры окружающей среды.

Дыхание и кровообращение у новорожденного находится в состоянии большого напряжения. Ему требуется много кислорода. Пищеварительная система у новорожденного еще незрелая. Полость рта сравнительно невелика, слюнные железы выделяют мало слюны. Пищевод относительно широк. Желудок расположен почти вертикально, мышечный слой входа в желудок развит слабо, что предрасполагает к срыгиванию и рвотам. Емкость желудка 30-35 мл. Пищеварительные железы желудка развиты недостаточно, кислотность желудочного сока низкая. Кишечник новорожденного относительно длиннее, чем у взрослого человека. Стенки его тонкие, проходимы для микробов и токсических веществ, легко растягиваются газами, которые в избытке образуются при нарушении питания, что часто является причиной болей в животе.

Опорожнение кишечника у новорожденных обычно происходит до 4--5 раз в сутки.

Наряду с недостаточной зрелостью и несовершенством многих функций организм новорожденного обладает определенным «запасом прочности». Так, известно, что новорожденные редко болеют инфекционными заболеваниями, что связано с передачей ребенку от матери особых защитных факторов - через плаценту во время внутриутробного развития и через молоко при кормлении грудью. Для новорожденного единственно физиологическим питанием является естественное вскармливание грудью матери. Из сказанного выше видно, что выделяемое в первые дни по рождении ребенка молозиво представляет собой концентрированную, богатую калориями пищу, с которой ребенок получает не только необходимое ему количество пластического и энергетического материала, но и большое количество защитных тел.

Количество пищи, получаемой, новорожденным, должно постепенно увеличиваться соответственно возрастающим у него потребностям и функциональным возможностям его организма. Неправильное вскармливание ребенка с первых дней его жизни нередко является причиной рано возникающих расстройств питания и пищеварения, сильно нарушающих и надолго задерживающих все последующее его физическое, психическое и моторное развитие.

Только естественное вскармливание материнской грудью обеспечивает полноценное развитие ребенка и открывает возможности для максимального снижения ранней детской заболеваемости и смертности.

Маленький организм новорожденного ребенка - очень сложный. Каждый день из 28 дней неонатального периода - это целый этап. Происходит адаптация ребенка к новым условиям жизни, что отражается в изменении многих органов и систем организма. В этот период жизни ребенок как никогда нуждается во внимательном и тщательном наблюдении сначала врачей и медсестер родильного дома, а затем личного педиатра на дому.

новорожденность перестройка организм ребенок

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Период новорожденности охватывает первый месяц жизни ребенка. Человеческое дитя принадлежит к числу незрело рождающихся существ. К моменту рождения ребенка ни один из его органов и систем не заканчивает своего развития. Появившись на свет, младенец продолжает быстро расти и развиваться.

В период новорожденности идет интенсивная перестройка всех жизнеобеспечивающих систем на их деятельность в условиях вне утробы матери. Благополучное течение периода зависит от степени развития ребенка, наличия или отсутствия воздействия различных вредоносных факторов во время беременности, от течения родов.

Ребенок от рождения обладает потребностью не только в физиологическом комфорте (в пище, тепле, продолжительном сне, сухих пеленках и пр.), но и в психологическом (в ощущении близости и внимания матери или другого взрослого). Ни одну из своих потребностей новорожденный не в состоянии удовлетворить самостоятельно, но природа наделила его способностью сигнализировать о своих нуждах криком. Мать устраняет причины дискомфорта, и малыш успокаивается, чаще всего засыпает. Внимательная, чуткая мать быстро научается распознавать причину плача малыша, предвосхищать ее, тем самым, налаживая гармоничные взаимоотношения с самых первых дней жизни.

Итак, к концу периода новорожденности нормально развивающийся ребенок характеризуется умением сосредоточивать внимание на воздействиях взрослого и предметов, смотреть в глаза взрослому и улыбаться ему. Новорожденность выступает как подготовительный этап в развитии общения ребенка и взрослого Воспитание малыша в семье от рождения до трех лет: Советы психолога/ Е.О. Смирнова, Н.Н. Авдеева, Л.Н. Галигузова, А.О. Дробинская, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. - М.: АРКТИ, 2004. - 160 с. .

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воспитание малыша в семье от рождения до трех лет: Советы психолога/ Е.О. Смирнова, Н.Н. Авдеева, Л.Н. Галигузова, А.О. Дробинская, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. - М.: АРКТИ, 2004. - 160 с.

2. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Курс лекций. - Ростов-на-Дону, 2002.

3. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. - Л.: Издательство Ленинградского ун-та; 1990. - 256 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Физиологические особенности новорожденного: правила ухода, причины плача ребенка, возникновение метеоризма и запоров. Пути предотвращения опрелостей. Основные этапы развития ребенка от новорожденности до 1 года, требования к основным умениям и навыкам.

    реферат , добавлен 16.01.2011

    Факторы риска рождения недоношенных детей. Анализ особенностей течения адаптации недоношенного новорожденного ребенка к внеутробным условиям жизни в неонатальном периоде. Особенности течения транзиторных (пограничных) состояний периода новорожденности.

    дипломная работа , добавлен 09.03.2016

    Уход как важная часть организации лечения, воспитания ребенка. Описание ухода за ребенком в период новорожденности, пребывание дома. Материнский уход: правила пеленания, обработки пеленок, туалет малыша. О вскармливании. Декларация прав новорожденного.

    статья , добавлен 27.11.2009

    Этапы развития ребенка по месяцам до года. Плач ребенка и его причины. Заболевания желудочно-кишечного тракта младенца. Кормление ребенка грудью. Обработка пупочной ранки новорожденного. Особенности ухода за кожей и разными частями тела новорожденного.

    реферат , добавлен 12.11.2011

    Характеристика периода новорожденности, особенности процессов адаптации. Классификация заболеваний кожи новорожденных, их лечение и профилактика. Медикиментозная терапия десквамативной эритродермии, стафилококковых пиодермитов, эпидемической пузырчатки.

    презентация , добавлен 02.05.2016

    Нервная система ребенка. Периоды развития вилочковой железы. Морфологические и физиологические особенности кожи новорожденного и грудного ребенка. Перестройка деятельности организма ребенка при его рождении. Показатели умственного развития ребенка.

    реферат , добавлен 23.06.2010

    Адаптация ребенка к внеутробной жизни. Основные шаги ухода за новорожденными. Универсальные меры предосторожности. Оснащение, необходимое для каждых родов. Пути потери тепла новорожденным. Оценка состояния ребенка, шкала Апгар. Профилактика инфекций.

    презентация , добавлен 22.09.2013

    Взгляды на перинатальное развитие ребенка. Особенности возникновения психики в дородовой период. Сущность проблемы психоэмоциональной уязвимости плода и влияние перинатального опыта на жизнь ребенка. Психоэмоциональные переживания ребенка в родах.

    реферат , добавлен 16.01.2012

    Закономерности физического развития детского организма. Особенности совершенствования функций различных органов организма ребенка. Закономерности психического развития детей дошкольного возраста. Онтогенез моторики в различные возрастные периоды.

    реферат , добавлен 26.12.2009

    Изучение особенностей детского организма, классификация периодов жизни ребенка в зависимости от закономерных изменений в его организме. Основные нормы и правила ухода за новорожденным, характеристика физиологических переходных состояний его организма.