» »

Возвращение московского троллейбуса на Садовое кольцо: планы и перспективы. Возвращение московского троллейбуса на Садовое кольцо: планы и перспективы Троллейбус по садовому кольцу расписание

03.04.2024

Проложить маршрут можно и вручную, вооружившись картой, карандашом и линейкой. Но если Вы оказались на страничке планировщика маршрутов, то возможен и другой, зачастую более удобный вариант – прокладка маршрута онлайн, один из которых предлагается Вам на нашей площадке.

Прокладка маршрута бывает двух видов : ручная и автоматическая.

  • При ручной прокладке Вы наносите на карту ряд точек, образующих произвольный маршрут.
  • При автоматическом составлении Вам необходимо указать начальную и конечную точки, а наш сервис сам проложит оптимальный маршрут, вычислив кратчайший путь с учетом правил дорожного движения и дорожной ситуации в настоящий момент.

На составленном маршруте Вы увидите все автомобильные дороги и близлежащие перекрестки, что будет очень полезно для автомобилистов и путешественников. Карта с маршрутом в городе Москва позволит вам спланировать маршрут и не даст заблудиться в незнакомом месте.

Что бы составить маршрут на карте города Москва введите начальную точку в первом поле формы, представленной ниже и конечную точку во тором оле. Затем укажите каким способом вы будете передвигаться до конечной цели, нажав на соответствующую кнопку - "Автомобилем", "Пешком" ли Общественным транспортом". После этого нажмите на кнопку "Показать маршрут".

"Маршруты московские, маршруты знакомые
Засядем в "букашечку", махнем наугад:
По кругу широкому, колечку Садовому,
По улицам узеньким свернем на Арбат".


Любите ли вы кататься по городу на наземном транспорте? Я - очень! Когда есть выбор между метро, трамваем/автобусом, всегда выберу второй вариант.
Разве что-то может сравниться с неспешной поездкой по улицам города? А если общественный транспорт ещё колесит по историческому центру, когда из окна автобуса так интересно рассматривать прохожих и знакомые достопримечательности - вообще бесценно))
В любом новом месте обязательно выбираю поездку на городском транспорте, начинаю на город и людей смотреть совсем другими глазами.

Городской портал собрал интересную подборку маршрутов, для таких же ценителей, как и я. Делюсь с вами, друзья.

Самый короткий маршрут автобуса - А
Длина этого маршрута, протянувшегося от улицы Академика Зелинского до станции метро «Университет», всего чуть больше 3 километров. Пешеход со средней скоростью может преодолеть это расстояние за 30-40 минут. Но когда спешишь, не до прогулок, поэтому автобус здесь очень нужен, особенно если учесть, что основная его функция - соединить две линии метро. Делает он это шустро, так как едет по дороге, свободной от пробок. Своё движение он прекращает в 10 вечера.

Уникальный маршрут - монорельс
От метро «Тимирязевская» до улицы Сергея Эйзенштейна или обратно вы можете проехать на единственном в России монорельсе, начавшем свою работу в ноябре 2004 года как экскурсионный маршрут, ведь вдоль него расположены и вход на ВВЦ, и телецентр, и усадьба Шереметевых, и другие московские достопримечательности. Сейчас ежедневно им пользуются около 20 тысяч человек. Здесь действуют билеты метро, пересесть со станций «Тимирязевская» и ВВЦ можно бесплатно.

Маршрут трамвая «Аннушка» - А
Этот маршрут действует уже более 100 лет, и, несомненно, за это время стал самым известным не только для москвичей, но и для гостей города. Сначала он шёл по Бульварному кольцу, имеющему название «Кольцо А», которое ласково превратили москвичи в «Аннушку». Затем он несколько раз менял свой путь и сейчас начинается от Калужской площади, идёт через центр столицы до Чистых прудов. Несмотря на смену направления, название народ прочно закрепил за этим маршрутом. Некоторые читатели «Мастера и Маргариты» связывают название «Аннушка» со смертью Берлиоза, но на самом деле ничего общего у них нет. Особенность «Аннушки» в том, что в её составе работает одноименный и единственный в Москве вагон-ресторан.

Маршрут трамвая №9 с оборотом в тупике
Недалеко от станции метро «Менделеевская» находится необычный для Москвы трамвайный маршрут, поезда которого состоят из двух сцепленных вагонов, имеющих по 5 дверей с каждой стороны. Он идёт по Лесной улице к Белорусскому вокзалу. Именно большое количество людей и машин в центре, а также застройка офисами трамвайного кольца обусловили использование челночной системы «тяни-толкай», по которой вагоны, как в метро, не разворачиваются, а едут взад-вперед, и двери в них открываются на две стороны.

Самый туристический маршрут трамвая - №39
Путь трамвая №39, как и «Аннушки», начинается на Чистых прудах, затем проходит по Бульварному кольцу и заканчивается у метро «Университет». И так было всегда, с момента его открытия в 1963 году. Туристическим он является потому, что, расположившись в вагоне трамвая у окошка, любой турист увидит, проезжая, а где нужно, и выходя, старинные усадьбы и домики, Донской и Свято-Данилов монастыри, Ломоносовский и Ленинский проспекты с их сталинскими постройками. А приехав до конечной, каждый пешком может дойти до главного здания легендарного Московского государственного университета.

Самый туристический маршрут троллейбуса - №7
Некоторые москвичи предпочитают ездить троллейбусами, и если их туристы попросят назвать удобный для них маршрут, то они, конечно же, посоветуют №7. Едет он от Калужской площади (у парка Горького) до парка Победы. Уже сами эти остановки заинтересуют гостей столицы, а расположившись в троллейбусе, проезжаем по Ленинскому проспекту, далее по улице Косыгина, затем через смотровую площадку Воробьевых гор, потом у здания МГУ и по набережной Москвы-реки до Киевского вокзала, у которого сворачиваем на Кутузовский проспект и движемся до конечной. Любая остановка - возможность увидеть старинную и новую Москву.

Самый инновационный маршрут трамвая - №1 7
Какие инновации могут быть в трамвайном маршруте? А вот могут: во-первых, изоляция полотна от автомобильного транспорта, во-вторых, новая технология скрепления рельс и шпал, в-третьих, платформы для посадки и ступенька трамвая на одном уровне, в-четвёртых, посадка пассажиров производится на все двери. А в-пятых, ещё запланировано обеспечение трамваем светофорной «зелёной волны» для себя. Не верите, что это всё может быть? Проедьте на трамвае №17, который идёт по маршруту «Останкино-Медведково».

Маршрут троллейбуса «Букашка» - Б
Когда-то давно, в 1912 году, на Садовом кольце, которое называлось «Кольцо Б», место конок занял трамвай, заменённый через 25 лет троллейбусом. Его маршрут, естественно, назывался «Б», однако название «Букашка», данное москвичами ещё трамваю, стало родным и новому виду транспорта. Сейчас по внешней и внутренней сторонам Садового кольца пассажиры движутся в троллейбусах с трафаретами «Б-красная» и «Б-черная». На внешнем маршруте по субботам, заплатив за проезд ничуть не больше, чем прежде, вы станете слушателем бардовских песен.

Чуть более года назад, в марте 2016 года стало известно о планах столичных властей троллейбусное движение на Садовом кольце. То, что будет происходить с троллейбусом внутри Садового кольца, на тот момент было менее понятно. В результате год запомнился массовым снятием линий в центре – на Бульварном и Кремлёвском кольцах, Тверской улице, Воздвиженке и Новом Арбате, набережных Москвы-реки. А на Садовом кольце начался первый этап его реконструкции, который окончился… полным восстановлением троллейбусных линий в новых границах проезжей части. Но троллейбусы по Садовому .

В этом году начинается новый этап в истории троллейбусов на Садовом кольце. Оставшиеся его три четверти будут реконструированы в этом году. Какие планы и перспективы у троллейбусного «кольца Б» в уже бывшей троллейбусной столице мира - в сегодняшнем обзоре TR. ru .

С проводами или без?

Если коротко и без подробностей: в проекте реконструкции Садового кольца троллейбусная линия сохраняется . Более того, предусмотрены некоторые новые интересные возможности для развития маршрутной сети.

Это не какие-то абстрактные «планы». Это - действительные проекты, по которым и должны выполняться работы. Конкурсы проведены, и подрядчики-победители уже начали приступать к изменению облика Садового кольца. И в новом виде троллейбусные линии предусмотрены на всём его протяжении.

Программа благоустройства городских пространств «Моя улица» на 2017 год затрагивает южный, восточный и северный сегменты Садового кольца от Смоленской площади до Долгоруковской улицы.

Переустройству контактной сети на протяжении 33,5 км одиночного пути посвящены специальные разделы конкурсной документации на сайте госзакупок.

Проектом сделано всё необходимое, чтобы сдержать прошлогодние обещания городских властей о возвращении троллейбусов на Садовое кольцо. В смету включены опоры контактной сети (по совместительству – мачты освещения) определённых моделей, спецчасти контактной сети, провода. Предусмотрены места вывода питающих кабелей. Всё это имеет вполне определённую стоимость и является неотъемлемой частью работ по реконструкции Садового кольца.

А теперь – небольшой экскурс по реконструируемым участкам.

От Долгоруковской до Самотёчной

На севере новый сегмент реконструкции Садового кольца начинается от перекрёстка с улицами Долгоруковской и Малой Дмитровкой. Здесь для спрямления трасс троллейбусных маршрутов №№ 3 и 47 прошлогодняя «Моя улица» предусмотрела повороты с Долгоруковской на внутреннюю сторону Садового кольца, и, наоборот, с внутренней стороны Садового на Долгоруковскую. Но воплощение планов в жизнь затянулось до конца зимы. Новый проект ничего существенно нового не добавляет в эту картину, разве что поворот с Садового кольца теперь должен выполняться из крайнего правого ряда.

О пересечении троллейбусами Садового кольца на перекрёстке с улицами Каретный ряд и Краснопролетарской, похоже, можно забыть. Провода линии, по которой раньше проходил троллейбусный маршрут № 15 , сейчас обрываются вблизи Бульварного кольца.

Зато на Самотёчной площади «Моя улица – 2017» не только сохраняет линию по Садовому кольцу вместе с разворотами под эстакадой с обеих сторон, но и предоставляет новые возможности. Обособленный «карман» на внешней стороне кольца, где находится сейчас остановка «Самотёчная площадь», ликвидируется, а остановка переносится на основную трассу кольца. Тем самым убирается проблемный выезд с остановки в общий поток, зачастую блокируемый транспортом, выезжающим с Самотёчной улицы.

Сохраняется пересечение Садового кольца на Самотёчной площади радиальной троллейбусной линией, соединяющей Суворовскую и Трубную площади. Более того – предусмотрен новый поворот с Цветного бульвара на внешнюю сторону кольца. А в сторону Цветного бульвара контактная сеть перестраивается таким образом, что вместо глухого пересечения радиальной и кольцевой линий врезаются две стрелки. Таким образом, появляется возможность запустить троллейбусы с Садового кольца до Трубной площади. Например, продлить трассу троллейбусного маршрута № 47 , выведя его конечную из подэстакадного пространства Самотёчной площади и приблизив её к ближайшей станции метро «Цветной бульвар».

От Сухаревской площади до Земляного вала

Пожалуй, это самый депрессивный участок Садового кольца в плане электротранспорта. Сразу три его пересечения, совсем в недавнем прошлом использовавшиеся троллейбусами, новым проектом не предусмотрены.

На Сухаревской площади не нашли места для контактной сети, соединяющей Сретенку и проспект Мира, а также для примыкания линии с проспекта Мира к внутренней стороне Садового кольца. Зато предусмотрели всё необходимое для новой автобусной встречной выделенной полосы по Сретенке в направлении Лубянской площади.

Не запланирован выезд с Орликова переулка на Мясницкую улицу и поворот на Мясницкую улицу с Садового кольца.

Сохранившаяся контактная сеть на Старой Басманной улице, где в прошлом году была смонтирована экспериментальная «ловушка» для штанг троллейбусов с увеличенным автономным ходом, не будет соединена с Садовым кольцом.

В то же время, в проекте остался съезд с Садового кольца на Каланчёвскую улицу.

От Курского вокзала до Серпуховской площади

У Курского вокзала на внешней стороне кольца сохраняется обгонный путь для объезда «букашек», остаивающихся между рейсами. Курский вокзал продолжает оставаться формальной конечной кольцевого маршрута.

Радиальная линия по Николоямской улице, ранее проходившая с линией по Садовому кольцу в разных уровнях, по проекту теперь должна иметь одноуровневое пересечение на нижнем ярусе. Кольцо «Б» «снимут» с эстакады, что позволит организовать более удобные пересадочные остановки у перекрёстка с Николоямской улицей. Намечено и сохранение троллейбусного разворота под эстакадой, а также поворот с внешней стороны кольца на Николоямскую улицу и выезд с Николоямской на внешнюю сторону Садового кольца.

Должна быть расконсервирована троллейбусная линия по внешней стороне Садового кольца вдоль тоннеля под Таганской площадью.

Ещё одним местом, где «рогатые» выйдут из тоннеля, станет Серпуховская площадь. Нынешний разворот троллейбусов и автобусов между Большой Серпуховской и Люсиновской улице должен превратиться в сквер, а вместо него троллейбусную линию перенесут в проезд с западной стороны сквера.

Другие изменения контактной сети на площади призваны обеспечить движение троллейбусов со стороны Варшавского шоссе на западную часть Садового кольца. Обратная связь, существующая уже сейчас, сохранится. Таким образом, 8-й троллейбусный парк сможет в числе других претендентов обслуживать «букашки».

От Калужской площади до Смоленской

Но ещё больше изменится троллейбусная сеть в районе Калужской площади. Здесь линия в тоннеле сохранится, но в дополнение к ней появится и другая – по Житной улице, обеспечивающая близкий подъезд к вестибюлям станций метро «Октябрьская» – как «кольцевой», так и «радиальной». Эффективное применение выделенных полос для общественного транспорта поможет организовать разворот для троллейбусов прямо на Ленинском проспекте – из крайнего правого ряда, ведущего в центр, в крайний правый ряд, ведущий в сторону площади Гагарина. Соединение троллейбусной линии по Мытной улице с линиями по Садовому кольцу тоже намечено сохранить, как и съезд с внешней стороны Садового кольца на Ленинский проспект.

Ничего нового относительно существующей схемы троллейбусных линий не планируется у станции метро «Парк культуры». Здесь сохранятся съезд с внешней стороны Садового кольца на Комсомольский проспект и двустороннее ответвление от Садового кольца в сторону Фрунзенской набережной.

При реконструкции Зубовской площади проектом предусмотрено сохранение радиальной линии, соединяющей улицы Пречистенку и Зубовскую, а также съезды с внешней стороны Садового кольца на Зубовскую улицу и с Зубовской улицы на внешнюю сторону Садового кольца.

Троллейбусные линии, примыкащие к Садовому кольцу в районе Зубовской площади и станции метро «Парк культуры», в первой половине прошлого года использовались «обеденными» вариантами маршрутов «Б-красный» и «Б-чёрный», следующими к конечной станции «Лужники». С 7 июля прошлого года под проводами .

Обгонный путь на месте формальной конечной остановки «Смоленская площадь» маршрута «Б-красный» тоже запроектировано сохранить.

Современный вид должен остаться и у конца участка реконструкции «Моей улицы – 2017» на Смоленской площади. Со Смоленской улицы выехать можно на внутреннюю и внешнюю стороны кольца.

Когда поедем?

Городом уже подготовлено многое для того, чтобы легендарная линия Московского троллейбуса – кольцо «Б», «Букашка», стала ещё более эффективной и привлекательной для пассажиров. Но будет ли эти новые возможности использованы?

Это и понятно. Сначала жителям было обещано, что отсутствие троллейбусов на Садовом кольце продлится , с 7 июля по 20 августа 2016 года. Затем анонсировали запуск обновлённой линии , но троллейбусы так и не пошли.

Может, вместо троллейбусов на Садовое кольцо готовы выйти электробусы, и осталось уладить лишь какие-то несерьёзные рабочие моменты? Год назад в эфире радиостанции «Говорит Москва», Максим Ликсутов, в частности, :

«Но при этом все равно мы говорим о том, что перспектива электробуса в Москве есть, как только [он] будет качественный. Мало того, когда мы, конечно, формировали техническое задание на электробус, мы понимаем, что сейчас есть электробусы с автономным ходом около 250 километров».

За истёкшее время электробусы так и не стали заметным явлением на столичных улицах. Один опытный образец лишь сменяется другим. В то же время 20 новых белорусских троллейбусов БКМ-321 и первые из 24 троллейбусов собственного производства «Мосгортранса» СВАРЗ-МАЗ-6275, приобретённые в конце прошлого года, уже на маршрутах сети «Магистраль». Будь их закупочная партия больше – то и на столичных линиях они смогли бы стать более частыми гостями.

После реконструкции Садового кольца у троллейбуса здесь появляются хорошие перспективы для сохранения и развития троллейбусного движения. Но неафишируемые планы городских властей могут противоречить этим перспективам. Ведь даже распоряжение федерального Правительства не указ столичным властям, если речь идёт о закупке троллейбусов. Иначе бы уже в конце марта в Москве работало 107 новых троллейбусов, так необходимых для обслуживания всех маршрутов, ведущих к стадиону «Лужники», включая «Б-чёрный» и «Б-красный». Именно столько «рогатых» машин предусмотрено Стратегией транспортного обеспечения Кубка конфедераций-2017 и Чемпионата мира по футболу-2018, утверждённой Распоряжением Правительства РФ от 27.12.2016.

Тем временем обладатель второй по величине троллейбусной сети в России - Санкт-Петербург - о закупке крупной партии троллейбусов .

Троллейбусное сообщение в Москве началось с Белорусского вокзала. Первый регулярный маршрут пролегал по Ленинградскому проспекту, до села Всехсвятского, позже превратившегося в район Сокол. Уже через несколько месяцев, в январе, линию продлили до площади Революции. Дело встало на поток: год спустя по городу постоянно курсировали 36 машин. За последние 80 лет транспорт успел набрать и утратить популярность: в большинстве случаев горожане выбирают более скоростные способы перемещения. Теперь на троллейбусы строит обратить внимание туристам и поклонникам городских прогулок: проехавшись всего по 8 маршрутам при желании можно осмотреть почти всю историческую часть столицы.

Маршрут №Б. Окрестности города

Любимую москвичами линию «Б» условно можно назвать самым старым действующим городским маршрутом. Первый общественный транспорт на Садовом кольце, конный трамвай, запустили в 1912 году. Тогда же придумали название маршрута: по Бульварному кольцу проходила линия «А», по Садовому — «Б». К 1937 году «Букашку» окончательно превратили из трамвайной линии в троллейбусную. Сейчас по городу официально курсируют два маршрута «Б» - по внутреннему и внешнему кольцу, последний с конца августа не прекращает движение и по ночам. Официально маршрут начинается у Курского вокзала и кончается на Смоленской площади. Но ездить в троллейбусе можно и по кругу. За одну поездку удастся осмотреть несколько набережных и основные расположенные на кольце памятники, народу в троллейбусе обычно не много.

Маршрут №2. Сталинская Москва

«Двойка» - самый туристический из регулярных московских троллейбусов. Для будних дней маршрут не слишком удобный: линия проходит сквозь центральные пробки, и на путь от Филей до Лубянки придется потратить минимум час. На выходных дело пойдет чуть быстрее. Лучший вариант - сесть в троллейбус на конечной остановке «Фили» на улице Барклая или у станции метро «Парк Победы». Машина насквозь проедет практически весь Кутузовский проспект и Новый Арбат, из окна будет видна панорама «Бородинская битва», гостиница «Украина», Белый дом и Киевский вокзал. Конечной станцией станет Китай-город до которого троллейбус доберется через Театральную площадь и Лубянку. Здесь из машины можно не выходить, автомобильных парков в центре города нет и обязательная высадка не предусмотрена: троллейбус обогнет Кремль с другой стороны и через Зарядье вернется на Новый Арбат.

Маршрут №15. Исторические сады

Путешествие по маршруту 15 есть смысл проделать от начала до конца хотя бы ради резкой смены декораций. Путь начинается с остановки в Лужнецком проезде, линия проходит через Хамовники и сквер Девичьего поля, самый тихий исторический район Москвы, после пересечения Садового кольца из троллейбуса будет виден ансамбль Академии художеств на Пречистенке, у храма Христа Спасителя - поворот на Бульварное кольцо. Следом из машины можно увидеть сад «Эрмитаж», Марьину рощу, район бывшей Божедомки, Екатерининский парк и Останкинскую телебашню. Маршрут заканчивается у вестибюля станции метро ВДНХ, откуда можно отправиться на прогулку по территории выставочного комплекса или по главному Ботаническому саду города. Поездка займет около 45 минут. С конца августа маршрут не закрывают на ночь.

Маршрут №70. Городские усадьбы

На троллейбус 70 можно сесть у Белорусского вокзала. Значительный участок линии проходит по Ленинградскому проспекту: из окна виден закрытый стадион «Динамо», путевой дворец Петра I, неработающий аэровокзал имени Фрунзе, проехав усадьбу Покровское-Стрешнево, водитель пересечет речные каналы и проедет вдоль Химкинского водохранилища. Конечная остановка в Южном Тушине находится вблизи исторического района Братцево. Здесь располагается хорошо сохранившийся ансамбль усадьбы Строгановых. На конечной у Белорусского вокзала «семидесятка» просто разворачивается, по линии можно запросто проехать туда-обратно, правда, 40-минутный маршрут повторится без каких-либо изменений.

Маршрут №24. Рабочая слобода

Прогулка по линии 24 подойдет поклонникам индустриальных пейзажей. На маршрут можно сесть у станции метро Красные ворота. Троллейбус проедет по бывшей Новой Басманной улице, бывшей Немецкой слободе. Из окна будет виден сад имени Баумана, историческая застройка, несколько старых заводских корпусов и Лефортовский дворец. В выходной день поездка до конечной остановки «Авиамоторная» займет не больше получаса. По окончанию маршрута можно будет прогуляться по расположенной неподалеку Дангауэровской слободе.

Маршрут №63. Ямщицкая дорога

Линия 63 - наиболее длинная из предложенных, станет неплохим вариантом для погожего дня. Сесть в троллейбус можно на Китай-городе или Лубянской площади. Маршрут начнется с поездки по территории бывшего Белого города, по Солянке троллейбус поднимется до Яузских ворот, следом можно будет увидеть набережную Москвы-реки и сталинскую высотку на Котельнической, после пересечения Таганской площади машина свернет на территорию Рогожской слободы. После пересечения Третьего транспортного кольца из окна будут видны малопривлекательные спальные районы, но маршрут скоро закончится в Выхине, недалеко у входа в Кузьминский лесопарк, по территории которого можно прогуляться до станции метро «Кузьминки».

Маршрут №54. Революционная прогулка

Поездка по маршруту 54 поможет осмотреть исторический район города, который незаслуженно обходят стороной организаторы краеведческих экскурсий. Сесть в троллейбус можно на Тишинской площади, недалеко от Белорусского вокзала. По Пресненскому валу машина доедет до улицы 1905 года - одного из ключевых мест революционных событий XX века. С Трехгорного вала будет виден комплекс зданий одноименной мануфактуры. Миновав парк «Красная Пресня», троллейбус подъедет к набережной Москвы-реки, откуда откроется панорама на строящийся «Сити». Завершить маршрут получится прогулкой в Филевском парке, рядом с которым расположена конечная остановка линии.

Маршрут №79. Поездка вдоль реки

Сесть на троллейбус 79 можно у Савеловского вокзала. Неприятный отрезок по Третьему транспортному кольцу быстро кончится. Линия пройдет через Ваганьковское кладбище, Красную Пресню, сделает крюк до сада «Аквариум» и по Садовому кольцу доведет до Крымского моста. Троллейбус не будет пересекать реку и проедет вдоль набережной до здания спортивного комплекса «Лужники», откуда можно начинать прогулку по Нескучному саду.

Получивший в народе ласковое прозвище «Аннушка», этот трамвай никак не связан с героиней булгаковского романа, да и по Патриаршим прудам никогда не проходил. Однако это не отменяет того, что за цену проездного билета вы получите поездку по многим городским достопримечательностям. Маршрут пролегает в пределах Садового кольца: по Чистопрудному, Яузскому и Покровскому бульварам. В современной столице это один из самых исторических маршрутов. Он стартовал в 1911 году и по сей день лишь немного изменил схему движения. Кстати, кондуктором здесь в своё время работал Константин Паустовский.

Ровесник «Аннушки», маршрут с запоминающимся прозвищем «букашка», раньше был трамвайным. В 1937 году трамвай сменил троллейбус, а в 2016 году на маршрут вышел автобус. Перемена транспорта на «букашку» не повлияла: автобус ходит кругом по Садовому кольцу - внешнему и внутреннему.

В расписании этого маршрута - 29 остановок. 25 из них находятся в непосредственной близости к воде, на набережных или около них. Но не только этим примечательна «семёрка». Если устроиться в салоне троллейбуса и ехать от начала до конца, из окна вы увидите Парк Горького, Парк Победы, киностудию «Мосфильм», памятники Ленину, Гагарину и многое другое. Также маршрут можно посоветовать начинающим урбанистам: пусть не досконально, но получится рассмотреть многие объекты новой Москвы.

Памятники конструктивизма, колоритные промзоны начала прошлого столетия, исторические виды Даниловского района и живописный центр столицы. Этот маршрут будто создан для путешественников во времени. Займёт увлекательное турне приблизительно час. Мимо Чистых прудов вы перенесётесь к Драмтеатру, увидите фабрику «Красные суконщики» и даже тихий центр (да, бывает и такое) Москвы.

Если вы приехали в Москву как турист, или же у вас слишком много свободного времени днём, выбирайте второй автобусный маршрут. Почему именно днём? Просто в часы пик лёгкая прогулка рискует превратиться в мучительную пытку с многочасовым стоянием в пробках. В остальное время на расстоянии фотовыстрела вы сможете рассмотреть Новый Арбат, Воздвиженку и другие символы столицы.

Любителей ночных прогулок городской транспорт тоже не оставил в стороне. Заняв место в автобусе «Н1», вы проделаете путь буквально через всю Москву, увидите Кремлёвскую набережную, Лубянку и подмосковные достопримечательности. Нелишним будет взять с собой термос с кофе - автобусы стартуют в час ночи одновременно из Шереметьево и с улицы Озёрной.

Тот случай, когда московские пространства стали вам тесноваты и хочется выбраться за город. Приусадебный вариант прогулки начинается на Белорусском вокзале и проходит через Химкинский бульвар, Волоколамское шоссе и Ленинградский проспект. По дороге, которая займёт примерно час, вы увидите историческую западную трибуну стадиона «Динамо», скрытый в зарослях кустарника Путевой дворец Петра Первого, усадьбы, а также исторические постройки.

Любители панорамных видов и высотных смотровых площадок по достоинству оценят монорельс. Проехав на метро до станции «ВДНХ» или «Тимирязевской», вы можете свободно пересесть на него, не приобретая дополнительных билетов. Дальше с ветерком промчитесь над отреставрированной территорией ВДНХ, увидите вблизи Останкинскую башню и усадьбу Шереметьевых.