» »

Чижикова). Аля, Кляксич и буква А (Иллюстрации В. Чижикова) Рассказ аля клякса и буква а

03.03.2024
»


Цели:

Познакомить с литературной сказкой И.Токмаковой Аля, Кляксич и буква А»;

– развивать и совершенствовать навыки осознанного чтения текста и чтения целыми словами;

– развивать речевые умения, творческие способности, воображение и память;
– воспитывать читательский интерес.

Оборудование : алфавит; касса букв; ребусы; иллюстрации к произведениям; рисунки для картинного плана; карточки с играми.

Ход урока

I. Организационный момент.

1.Буквы тихо пошептались,

Улыбнулись, подтянулись,

Ровно выстроились в ряд

И нам с вами говорят:

«Не ленитесь, не деритесь,

И на пять всегда учитесь,

Сядьте тихо, не шалите,

тишину вы берегите».

Что вы можете сказать о буквах?(ответы детей: буква – это обозначение звука на письме, в русском алфавите 33 буквы, мы их видим и пишем, бывают заглавные и строчные, письменные и печатные)

Давайте для разминки прочтем стихотворение о буквах шепотом.

Буквы, буквы, буквочки,
Эй, эй, эй!
Ваши дверцы запирал
Чародей.
Кто умеет отпирать,
Тридцать три замка,
В эту книжку заходи –
Вот моя рука.

Прочитайте стихотворение выразительно.

II. Проверка домашнего задания.

1. Игра «Узнай букву».
Учитель открывает рисунок на доске. Узнайте букву, прочтите строчку к этой букве из стихотворения, которое вы читали дома.


2. Конкурс чтецов.

Учащиеся читают свои двустишия.

III. Постановка цели урока.

Пока вы читали стихотворение, отвечали на вопросы, к нам прислали электронное письмо. Давайте посмотрим, что там написано.

Вы догадались, ребята, что нам делать с этими картинками?

– По первым звукам названий предметов прочтите спрятанное слово.

Ответ: сказка.

– А вы знаете, что такое сказка?

Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках всегда присутствует назидательный смысл (мораль). Наиболее распространенные виды сказок – волшебные, сказки о животных, авантюрные, бытовые.
– Какие сказки вы читали сами?
– Что происходит в сказках?
– Какие действующие лица обычно бывают в сказках?
– Сегодня мы познакомимся с произведением, в котором действующими лицами являются буквы.А вот к какому литературному жанру оно относится, вам предстоит выяснить.
IV. Изучение нового материала.
1 . Подготовка к чтению сказки «Аля, Кляксич и буква "А"».

Откройте учебник на с. 9. Прочтите, кто написал это произведение. (И.Токмакова)

Кто из вас читал произведения И. Токмаковой и что вы о ней знаете?(учитель рассказывает об авторе и демонстрирует книги писательницы)

Что вам особенно запомнилось из рассказа о писательнице?

–Прочтите название произведения.Рассмотрите иллюстрацию.
– Как вы думаете, о ком это произведение?

Что помогло вам ответить на этот вопрос? (Название произведения и иллюстрация.)
2. Первичное чтение сказки учителем и анализ произведения

Какое впечатление произвело на вас начало произведения?

Какие слова или выражения были непонятны в тексте?

3. Словарная работа. (работа в парах)
Слова первого столбика соедините с близким по смыслу словом из второго столбика

изумилась громко сказала, крикнула

воскликнула удивилась
клякса родственница
племянница пятно на листе бумаги

– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами:

Ста-ра-лась – старалась
не слу-ша-лись – не слушались
пе-ре-ссо-ри-лись – перессорились
раз-ма-хи-ва-ла – размахивала
и-зу-ми-лась – изумилась
вы-го-во-ри-ла – выговорила
вос-клик-ну-ла – воскликнула
пле-мян-ни-ца – племянница

V. Закрепление нового материала.

1.Учащиеся читают сказку цепочкой.

Как вы думаете, сказка это или рассказ? Докажите своё мнение.

Помогите мне заполнить таблицу. По каким признакам мы будем определять:

Народная сказка

Литературная сказка

Время написания известно.

К каким сказкам относится наша сказка? (К литературной)

2.Анализ произведения.
– Отгадайте слово:

Мой первый слог
В начале алфавита вы найдете.
Второй мой слог
Шестою нотой пропоете.
(Аля.)

– Легко ли давалось письмо Але? Почему?
– Найдите и зачитайте описание причины неудачного письма девочки.
– Опишите девочку Алю. Какой вы себе ее представили?
– Найдите и зачитайте предложение, в котором говорится, что девочка очень прилежная и старательная.

Разгадайте ребус.


– Какая буква была героем? (Буква «А».)
– Как выглядела буква «А» при встрече с девочкой?

– Почему буква «А» была взволнована?
– Найдите и зачитайте описание поведения буквы «А».

– О каком герое можно сказать, что он злой?
– Каким вы представляете себе Кляксича?
– Найдите и зачитайте описание коварного плана Кляксича.

– Какие приключения могли бы произойти с героями этой сказки дальше?
– Будет ли побежден Кляксич?
– Кто поможет его победить?
– Чем закончится эта сказка?

Подумайте и скажите, какова главная мысль сказки?

VI. Итог урока.
Скажите, что у вас на уроке получилось хорошо и легко?

Что было самым трудным?
–Можете ответить, с каким произведением вы познакомились?
– Кто автор этой сказки?
– Понравилась ли вам сказка?
– Что помогло вам представить себе героев этой сказки?

Домашнее задание:

Приложение к уроку.

Первоначально создаётся в устной форме.

Создаётся в письменной форме.

Существует в нескольких вариантах.

Внесение изменений в содержание не допускается.

Время создания определить невозможно.

Время написания известно.

Народная сказка. Литературная сказка.

Первоначально создаётся в устной форме.

Создаётся в письменной форме.

Существует в нескольких вариантах.

Внесение изменений в содержание не допускается.

Время создания определить невозможно.

Время написания известно.

Дополнительный материал к уроку 2
Ирина Петровна Токмакова

Детский поэт, прозаик и переводчик детских стихов Ирина Петровна Токмакова родилась в Москве 3 марта 1929 года в семье инженера-электротехника и детского врача, заведующей «Дома подкидышей».
Стихи Ирина писала с детства, но считала, что писательских способностей у нее нет. Школу окончила с золотой медалью, поступила на филологический факультет МГУ. В 1953 году после окончания учебы, поступила в аспирантуру по общему и сравнительному языкознанию, она хорошо знала английский, немного шведский язык работала переводчиком. Вышла замуж, родила сына.
Однажды в Россию приехал шведский энергетик Боргквист, который, познакомившись с Ириной, прислал ей в подарок книжку детских песенок на шведском языке. Ирина перевела эти стихи для своего сына. Но муж, художник-иллюстратор Лев Токмаков, отнес переводы в издательство, и вскоре они вышли в виде книги. Так начался большой путь Ирины Токмаковой в детской литературе.

Но настал момент, когда стали сочиняться и собственные стихи. Первые стихи Токмаковой сразу вошли в детскую жизнь. Теплые, нежные, лиричные и веселые, игровые, они были сродни народным песенкам по мелодии и интонации.
Ирина Токмакова - лауреат Государственной премии России, лауреат Российской литературной премии имени Александра Грина (2002).

1. Речевая разминка.

Буквы, буквы, буквочки,
Эй, эй, эй!
Ваши дверцы запирал
Чародей.
Кто умеет отпирать,
Тридцать три замка,
В эту книжку заходи –
Вот моя рука.

2. Словарная работа.

(Слова первого столбика соедините с близким по смыслу словом из второго столбика)

изумилась громко сказала, крикнула

воскликнула удивилась
клякса родственница
племянница пятно на листе бумаги

3.Прочтите слова по слогам, целыми словами.

Ста-ра-лась – старалась
не слу-ша-лись – не слушались
пе-ре-ссо-ри-лись – перессорились
раз-ма-хи-ва-ла – размахивала
и-зу-ми-лась – изумилась
вы-го-во-ри-ла – выговорила
вос-клик-ну-ла – воскликнула
пле-мян-ни-ца – племянница


С хорошей погодкой! - сказала буква «X», поравнявшись с ними.- Откуда это вы идёте?

Гуляли в лесу,- буркнула буква «У».- Мы спешим. До свидания.

До свидания, до свидания, хотя хорошо было бы хоть минуточку побеседовать с вами.- И буква «X» сладенько улыбнулась.

Но буква «У» ускорила шаги.

Спасибо вам всем,- сказала буква «У».- Вы помогли мне найти Федю. Пойдёмте ко мне пить чай с пряниками.

Но Аля за всех отказалась:

Спасибо, но мы не можем. Нам надо искать букву «Я», с ней, наверно, случилась какая-нибудь беда, раз Кляксич за ней так охотится.

Аля, буква «А» и буква «Л» проводили «У» и «Ф» до дому и пошли дальше.

Глава девятая

Солнце поднялось, и стало жарко. Они дошли до какого-то запылённого скверика с жиденькими кустами и выгоревшими клумбами. Устало опустились на скамейку. На соседнюю лавочку тут же плюхнулись буквы «Ч» и «Ц». Они обе хохотали.

Что весёлого слышно? - спросила буква «А» сердитым голосом.

Мы играем в прятки,- сказала буква «Ч».- Вот посмотри, сумеешь ли ты нас отыскать? - И они затараторили, перебивая друг друга:

Чаптиа агът цёрньж, Ернш.а. Цёрнал чепла ииркшем иЕРТила. Подуцидся оцень истенький шртёэтс, СтанЕшь вверх* ногами - сразу разБЕРёшь!

Очень весело,- пробурчала буква «А».- Вы бы мне лучше сказали, где буква «Я»? Где Кляксич?

Ницего, то есть ничего не знаем. Мы всё время играли. Спросите у сестёр «Ш» и «Щ», они серьёзные.

А где они живут?

Да тут рядом.

Но идти никуда не пришлось: в сквер прибежала буква «Щ», расстроенная, вся в слезах.

Беда, беда…- причитала она.

Что с тобой? - встревоженно спросила Аля.

Не со мной - с сестричкой.- Сквозь слёзы буква «Щ» еле выговаривала слова.- Кляксич растащил её на крючочки за то, что она не хотела выдавать букву «Я». Он заколдовал сестричку, и теперь крючочки будут все отдельно, пока кто-нибудь не напишет букву «Ш» тысячу раз по сто. Но ведь этого никто не сможет сделать. Бедная моя сестричка!

Не убивайся так,- сказала Аля.- Мы с буквой «А» давно уже путешествуем, и нас не раз выручали читатели. Я уверена, что каждый из них сначала перепишет себе крючочки в тетрадку и когда научится их писать совершенно правильно, то напишет много-много «Ш» и пришлёт тебе. Вот у тебя и наберётся достаточно, чтобы разрушить колдовство.

Буква «Щ» немного успокоилась.

Скажи, а куда девался Кляксич?

Он пошёл куда-то в самый конец Азбуки,- сказала буква «Щ».- Я слышала, как он ругался с твёрдым и мягким знаками. Кляксич их на что-то подговаривал. Твёрдый знак не соглашался, ругался с Кляксичем и кричал: «Мне не страшно! Вот съем тебя и объедки собакам кину!» А мягкий знак упрашивал: «Разве тебе не жаль? Брось! Оставь! Перестань!» - но я была так расстроена, что не поняла, о чём они говорят.

А где сейчас буква «Я»?

Не знаю. Буква «Ш», моя сестричка, знала. Но она не хотела рассказывать: она боялась, что Кляксич задумал что-то недоброе.

Что ж, прощай,- сказала Аля, и они отправились в конец Азбуки, туда, где жила буква «Э».

У буквы «Э» был маленький собственный домик, крытый

черепицей. Буква «Э» встретила их ласково, каждому протянула руку и назвала себя:

Эмма-Элла-Эрна-Эвелина.

«Батюшки, какое у неё длинное и сложное имя»,- подумала Аля.

В гостях у Эммы-Эллы-Эрны-Эвелины была её подружка буква «Ю», которую все звали Юля в Юбке, потому что она никогда не носила платьев.

Не трудитесь объяснять, я знаю, зачем вы пришли,- сказала буква «Э».- Всё, что мне известно, я вам открою. Но, к сожалению, я знаю не так уж много. Букву «Я» прятало слово «заяц». Когда Кляксич всё-таки догадался, где буква «Я», он погнался за зайцем. Ему бы никогда не удалось догнать зайца, но тот бежал так быстро, что буква «Я» не сумела удержаться при такой скорости и выскочила из слова. Тут Кляксич её и схватил!

Ах! - вырвалось у буквы «А».

И,- продолжала буква «Э»,- он составил какую-то заколдованную надпись, которую невозможно прочесть. Кто прочтёт её, тот и освободит букву «Я». Мы с Юлей переписали надпись, но расшифровать не смогли.

Где эта надпись? - спросила Аля.- Покажите скорее!

Да вот,- сказала Эмма-Элла-Эрна-Эвелина.

Все просто остолбенели. Да что же это такое? Кто сумеет прочесть эти мудрёные перекрученные буквы?

Никто не мог вымолвить ни слова. Все молча глядели на заколдованную надпись. Аля сделалась совсем мрачной. Буква «А» заплакала.

Вдруг в распахнутое окошко влетела маленькая птичка - зарянка. Это была буква «3».

Зеркало! Зеркало! Зеркало! - трижды прокричала она и выпорхнула в окно.

Постой, объясни! - закричала ей вслед буква «Э», но зарянка точно растаяла в воздухе.

Что «зеркало»? Что «зеркало»? Почему «зеркало»? - без конца повторяла буква «А».

Не знаю,- вздохнула Эмма-Элла-Эрна-Эвелина.

Понятия не имею,- огорчилась Юля в Юбке.

Аля подошла к зеркалу - оно не показало ей ничего, кроме самой Али.

Что же делать? - спросила она задумчиво.- Может, нам снова помогут ребята?

Не знаю,- грустно отозвалась буква «А».

Помогут, конечно! - сказала Аля.- Их так много. И все они умные. Они догадаются.

Глава десятая, и последняя

Ну вот теперь, когда всё так благополучно кончилось… Что? Конечно, ребята догадались, как прочесть заколдованную надпись, и буква «Я» освободилась от своего страшного плена. И Аля написала такое письмо:

Милая мамочка! Я так рада, что ты скоро приедешь и отведёшь меня сама в 1 -й класс. Приезжай скорее.

Твоя дочка Аля.

Всё это прекрасно. Но куда девался злодей Кляксич? Сумела ли Аля победить его?

Всем очень хотелось бы, чтобы это было так. Но… Кляксича изловить не удалось. Он сбежал. Он покинул Азбуку вместе с дружками Помаркой и Опиской. Они теперь вместе бегают из тетрадки в тетрадку и строят людям всякие пакости исподтишка.

Ирина Петровна Токмакова АЛЯ, КЛЯКСИЧ И БУКВА "А"

Страница 1 из 8

Глава первая

Аля писала письмо маме. Она очень старалась написать хорошо, но всё шло шиворот-навыворот: буквы не слушались, падали, менялись местами и ни за что не хотели браться за руки, точно они все друг с другом перессорились. Ну просто наказание!
Вдруг прямо на середину страницы выбежала буква «А». Она размахивала руками и что-то кричала.
- Что с тобой, что случилось? - сказала Аля.
Буква «А» уселась на строчку, вытерла пот со лба и еле выговорила:
- Кляксич!
- Ничего не понимаю! - сказала Аля.
- Да Кляксич же! - воскликнула буква «А». - Отвратительный Кляксич пробрался в Азбуку! Он ссорит буквы друг с другом, он их ненавидит, он хочет их всех заменить своими родственниками - кляксами. Меня он уже выгнал, и теперь на моём месте стоит жирная клякса - его племянница.

Тут добрая трудолюбивая буква «А» расплакалась.
- Вот тебе и на! - поразилась Аля. - Но ты успокойся. Надо что-то придумать. Нельзя же ему уступать! Надо бороться!
- Что уж тут придумаешь! - возразила буква «А». - Ты ведь даже своё письмо не сможешь подписать! Кляксич, когда узнал, что ты пишешь письмо маме, расхвастался: «Букву „А“ я уже выгнал, букву „Л“ запру под замок, а букву „Я“ так запрячу, что её никто не найдёт. Как тогда Аля подпишет своё письмо? Я хозяин Азбуки!»


Аля задумалась. Подписать письмо без нужных букв она в самом деле не сможет. А если не подписать, то как мама поймёт, кто написал ей письмо?
- Знаю, знаю! - вдруг закричала Аля. - Я сейчас возьму папину чернильную резинку и промокашку из тетрадки. И мы с тобой отправимся в Азбуку, разыщем Кляк-сича и сотрём его. Правильно?
- Ещё как правильно! - обрадовалась буква «А».


Взявшись за руки, Аля и буква «А» направились прямо в Азбуку.
У самого входа дорогу им преградила добродушная с виду буква «Б». У неё через плечо висела на ремне огромная корзина.
- Будете брать бублики? - спросила она.
- Да какие там бублики, - запротестовала буква «А». - У нас важное дело. Пропусти нас, пожалуйста!
- Бросьте, - сказала буква «Б», не трогаясь с места. - Берите белые бублики и баранки. Быстрее.
Буква «Б» была ужасно толстая. Аля и буква «А» никак не могли её обойти. Пришлось покупать бублики. Они купили их целую строчку, вот такую…
ооооооооооооооооооооооооооооооооооо
Но буква «Б» по-прежнему загораживала им дорогу и только покрикивала:
- Больше! Больше!
Но у них не было больше свободной строчки. Бублики просто некуда было класть.
Уважаемые читатели, берите скорее карандаши и купите у буквы «Б» бубликов, кто сколько сумеет, иначе Аля и буква «А» не попадут в Азбуку, и всё. Что же тогда будет со всеми буквами? Даже подумать страшно!

Стр. 1 из 6

Впервые я сделал рисунки к стихам Ирины Токмаковой в 1957 году в журнале "Весёлые картинки". Это были переводы из шведской народной поэзии. До сих пор помню:

Стали мыши танцевать

Тра-ля-ля,

Так, что начала дрожать Вся земля!

Вышло так, что особенно много я рисовал картинок к повести "Аля, Кляксич и буква А". Сначала иллюстрации на страницах журнала "Мурзилка", где повесть печаталась с продолжением.

Потом вышла книга в Детгизе, тоже с моими рисунками. И наконец мною был сделан двухчастевой диафильм, где участвовало свыше ста рисунков.

Рисовать было интересно. Книжка про Алю была очень необычной на фоне детской литературы шестидесятых годов. Ирина поставила перед собой трудную задачу - в занимательной форме познакомить ребят с азбукой, с азами грамоты и счёта. Она придумала чисто школьного злодея Кляксича. Он ссорил буквы между собой, прятал их, всюду норовил сажать кляксы, помарки, описки. Пожалуй, всякий, кто учится писать, знаком с этим Кляксичем.

Существуют люди, чей творческий путь идёт по жизни как бы параллельно с твоим путём. Жизнь то сводит вас, то разводит на какое-то время.

У нашего поколения это чувство общности, как мне кажется, особенно развито, я называю это чувством параллельного движения. Уже давно я не делал рисунков к произведениям Ирины Петровны - значит, новая встреча не за горами.

ИРИНА ТОКМАКОВА

1996

Глава первая

Аля писала письмо маме. Она очень старалась написать хорошо, но всё шло шиворот-навыворот: буквы не слушались, падали, менялись местами и ни за что не хотели браться за руки, точно они все друг с другом перессорились. Ну просто наказание!

Вдруг прямо на середину страницы выбежала буква «А». Она размахивала руками и что-то кричала.

Что с тобой, что случилось? - сказала Аля.

Буква «А» уселась на строчку, вытерла пот со лба и еле выговорила:

Кляксич!

Ничего не понимаю! - сказала Аля.

Да Кляксич же! - воскликнула буква «А».- Отвратительный Кляксич пробрался в Азбуку! Он ссорит буквы друг с другом, он их ненавидит, он хочет их всех заменить своими родственниками - кляксами. Меня он уже выгнал, и теперь на моём месте стоит жирная клякса - его племянница.

Тут добрая трудолюбивая буква «А» расплакалась.

Вот тебе и на! - поразилась Аля.- Но ты успокойся. Надо что-то придумать. Нельзя же ему уступать! Надо бороться!

Что уж тут придумаешь! - возразила буква «А».- Ты ведь даже своё письмо не сможешь подписать! Кляксич, когда узнал, что ты пишешь письмо маме, расхвастался: «Букву «А» я уже выгнал, букву «Л» запру под замок, а букву «Я» так запрячу, что её никто не найдёт. Как тогда Аля подпишет своё письмо? Я хозяин Азбуки!»

Аля задумалась. Подписать письмо без нужных букв она в самом деле не сможет. А если не подписать, то как мама поймёт, кто написал ей письмо?

Знаю, знаю! - вдруг закричала Аля.- Я сейчас возьму папину чернильную резинку и промокашку из тетрадки. И мы с тобой отправимся в Азбуку, разыщем Кляк-сича и сотрём его. Правильно?

Ещё как правильно! - обрадовалась буква «А».

Взявшись за руки, Аля и буква «А» направились прямо в Азбуку.

У самого входа дорогу им преградила добродушная с виду буква «Б». У неё через плечо висела на ремне огромная корзина.

Будете брать бублики? - спросила она.

Да какие там бублики,- запротестовала буква «А».- У нас важное дело. Пропусти нас, пожалуйста!

Бросьте,- сказала буква «Б», не трогаясь с места.- Берите белые бублики и баранки. Быстрее.

Буква «Б» была ужасно толстая. Аля и буква «А» никак не могли её обойти. Пришлось покупать бублики. Они купили их целую строчку, вот такую…

ооооооооооооооооооооооооооооооооооо Но буква «Б» по-прежнему загораживала им дорогу и только покрикивала:

Больше! Больше!

Но у них не было больше свободной строчки. Бублики просто некуда было класть.

Уважаемые читатели, берите скорее карандаши и купите у буквы «Б» бубликов^ кто сколько сумеет, иначе Аля и буква «А» не попадут в Азбуку, и всё. Что же тогда будет со всеми буквами? Даже подумать страшно!

Глава вторая

Ну, наконец-то буква «Б» отступила! Аля и буква «А» вошли в ворота. За воротами зазеленел лужок. На траве паслись двоеточия. За ними, щёлкая кнутом, ходил вопросительный знак.

Ты не видел Кляксича? - спросила у него буква «А».

Кляксича? - Вопросительный знак почесал в затылке.- Как же. Кляксича-то видел. Он уехал на поезде. Куда? Откуда мне знать?

И вопросительный знак посмотрел на них вопросительно. От этого пастуха толку не добьёшься! Скорей на вокзал! На вокзале буква «В» в кондукторской фуражке с красным донышком покрикивала на пассажиров.

В вагоны! В вагоны! Входите в вагоны! Вы в первый вагон? - спросила она у Али.- Ваши вещи?

Странно, что она просила предъявить вещи, а не билеты. Но Але некогда было удивляться. Она предъявила строчку с бубликами.

Великолепно! - почему-то обрадовалась буква «В». Только они вошли в вагон, как поезд тронулся. Они

уселись поудобнее. Колёса стучали по рельсам. За окнами замелькали домики и деревья.

Но вдруг поезд со скрежетом затормозил и остановился. Пассажиры высыпали из вагонов. Подумать только! Дальше пути не было! Это Кляксич (кто же ещё!) унёс рельсы, разобрал шпалы и даже спилил все деревья!

Буква «А» тут же впала в отчаяние. Аля принялась её утешать:

Ты забыла: ведь у нас есть читатели! Все на ремонт путей! Укладывайте шпалы! Заодно почините домики и насадите побольше ёлочек: дороге нужна лесозащитная полоса!

Глава третья

Пути починили. Поезд долго ехал без остановок. Аля задремала. Букве «А» не спалось: она волновалась. Наконец поезд подошёл к перрону.

Аля и буква «А» вышли из вагона. Уже смеркалось.

Горели фонари. Они решили постучать в первый попавшийся дом. Это был голубой домик с голубыми гардинами на окнах. На подоконниках в глиняных горшочках цвела герань.

На этой странице сайта находится литературное произведение Аля, Кляксич и буква "А" автора, которого зовут Токмакова Ирина . На сайте сайт вы можете или скачать бесплатно книгу Аля, Кляксич и буква "А" в форматах RTF, TXT, FB2 и EPUB, или прочитать онлайн электронную книгу Токмакова Ирина - Аля, Кляксич и буква "А" без регистрации и без СМС.

Размер архива с книгой Аля, Кляксич и буква "А" = 13.69 KB


АЛЯ, КЛЯКСИЧ И БУКВА "А"

1
Аля писала письмо маме. Она очень старалась написать хорошо, но все
шло шиворот-навыворот: буквы не слушались, падали, менялись местами и ни
за что не хотели браться за руки, точно они все друг с другом
перессорились. Ну, просто наказание!
Вдруг прямо на середину страницы выбежала буква А. Она размахивала
руками и что-то кричала.
- Что с тобой, что случилось? - изумилась Аля.
Буква А уселась на строчку, вытерла пот со лба и еле выговорила:
- Кляксич!
- Ничего не понимаю! - сказала Аля.
- Да Кляксич же! - воскликнула буква А. - Отвратительный Кляксич
пробрался в Букварь. Он ссорит буквы друг с другом, он их ненавидит, он
хочет их всех заменить своими родственниками кляксами. Меня он уже выгнал,
и теперь на моем месте стоит жирная клякса - его племянница.
Тут добрая трудолюбивая буква А расплакалась.
- Вот тебе и на! - поразилась Аля. - Но ты успокойся. Надо что-то
придумать. Нельзя же ему уступать! Надо бороться!
- Что уж тут придумаешь! - возразила буква А. - Ты ведь даже свое
письмо не сможешь подписать! Кляксич, когда узнал, что ты пишешь письмо
маме, расхвастался: "Букву А я уже выгнал, букву Л я запру под замок, а
букву Я так запрячу, что ее никто не найдет. Как тогда Аля подпишет свое
письмо? Я - хозяин Букваря!"
Аля задумалась. Подписать письмо без нужных букв она в самом деле не
сможет. А если не подписать, то как мама поймет, кто написал ей письмо?
- Знаю, знаю! - вдруг закричала Аля. - Мы с тобой отправимся в
Букварь, разыщем Кляксича и сотрем его ластиком. Правильно?
- Еще как правильно! - обрадовалась буква А.
Взявшись за руки, Аля и буква А направились прямо в Букварь. У самого
входа дорогу им преградила добродушная с виду буква Б. У нее через плечо
висела на ремне огромная корзина.
- Будете брать бублики? - спросила она.
- Да какие там бублики! - запротестовала буква А. - У нас важное
дело. Пропусти нас, пожалуйста!
- Бросьте, - сказала буква Б, не трогаясь с места. - Берите белые
бублики и баранки. Быстрее.
Буква Б была ужасно толстая, Аля и буква А никак не могли ее обойти.
Пришлось покупать бублики. Они купили их целую строчку, вот такую:
О О О О О О О О О О О О О О О О
Но буква Б по-прежнему загораживала им дорогу и только покрикивала:
- Больше! Больше!
У них не было больше свободной строчки. Бублики просто некуда было
класть.
Уважаемые читатели, берите скорее карандаши и купите у буквы Б
бубликов, кто сколько сумеет, иначе Аля и буква А не попадут в Букварь, и
все. Что же тогда будет со всеми буквами? Даже подумать страшно!

2
Ну, наконец-то буква Б отступила! Аля и буква А вошли в ворота. За
воротами зеленел лужок. На траве паслись двоеточия. За ними, щелкая
кнутом, ходил вопросительный знак.
- Ты не видал Кляксича? - спросила у него буква А.
- Кляксича? - вопросительный знак почесал в затылке. - Как же.
Кляксича видел. Он уехал на поезде. Куда? Откуда мне знать?
И вопросительный знак посмотрел на них вопросительно.
От этого пастуха толку не добъешся! Скорей на вокзал!
На вокзале буква В в кондукторской фуражке с красным донышком
покрикивала на пассажиров.
- В вагоны! В вагоны! Входите в вагоны! Вы в восьмой вагон? -
спросила она у Али. - Ваши вещи?
Странно, что она просила предъявить вещи, а не билеты. Но Але некогда
было удивляться. Она предъявила строчку с бубликами.
- Великолепно! - почему-то обрадовалась буква В.
Только они вошли в вагон и отыскали свои места, как поезд тронулся.
Они уселись поудобнее. Колеса застучали по рельсам. За окнами замелькали
домики и деревья.
Но вдруг поезд со скрежетом затормозил и остановился. Пассажиры
высыпали из вагонов. Подумать только! Дальше пути не было! Это Кляксич
(кто же еще?) унес рельсы, разобрал шпалы и даже спилил все деревья!
Буква А тут же впала в отчаяние. Аля принялась ее утешать:
- Ты забыла: ведь у нас есть читатели! Они нас выручат из беды. За
работу, дорогие читатели! Все на ремонт путей! Укладывайте шпалы! Заодно
почините домики и насадите побольше елочек: дороге нужна лесозащитная
полоса!

3
Пути починили. Поезд долго ехал без остановок. Аля задремала. Букве А
не спалось, она волновалась.
Наконец поезд подошел к перрону.
Аля и буква А вышли из вагона. Уже смеркалось. Горели фонари.
Они решили постучать в первый попавшийся дом. Это был голубой домик с
голубыми гардинами на окнах. На подоконниках в глиняных горшочках цвела
герань.
Из раскрытых окон до прохожих доносилось громкое пение:
Глупый гном глядел, глядел,
Громкий горн гудел, гудел,
Громче горна грохнул гром,
Громче грома гаркнул гном.
Догадались, чей это был домик? Ну конечно, в этом домике жила буква
Г.
- Что это за глупая песня? - спросила Аля у буквы А.
- Ничего удивительного, - ответила буква А. - Глупость с какой буквы
начинается? Вот видишь - с Г. Значит, эта буква вполне может оказаться
глупой.
Они постучали и вошли.
Буква Г была в голубом халате и голубых домашних туфлях.
- Кляксич? - переспросила она, когда узнала, о чем идет речь. -
Может, я и расскажу вам, где Кляксич, только сначала решите задачу. "Если
от поезда отстал один пассажир и от другого поезда отстал один пассажир,
то сколько всего отстало пассажиров?" Нате бумагу и решайте, а то не
услышите от меня ни слова.
Аля поняла, что Г не переспоришь, и моментально написала 1 + 1 = 2.
Это же была самая пустяковая задача на свете!
- Глубоко ошибаетесь, - сказала буква Г. - Ответ не сходится. Он не
сходится, если идти пешком, и он не съезжается, если ехать поездом. А раз
вы ничего не смыслите в арифметике, то нечего вам тут ходить и вынюхивать
про Кляксича. Ничего я вам не скажу.
И буква Г опять запела свою глупую песенку.
Они ушли, так ничего и не выяснив. Буква А снова расстроилась, а Аля
крепко сжимала в руках резинку и надеялась, что все еще уладится.
Когда они спускались с голубого крылечка, буква Г высунулась из
окошка и закричала им вдогонку:
- Ноль! В ответе будет ноль! Если пассажир отстал от поезда, то он
уже не пассажир, а растяпа! Понятно вам?
Взошла луна. Настала самая настоящая ночь. Только в одном, самом
высоком доме горело крошечное окошечко под самой крышей.
- Пойдем попросимся переночевать, - предложила Аля. - Ты не знаешь,
кто живет там наверху?
- Знаю, - сказала буква А. - Там живет буква Д. Ее зовут Добрая Дуня.
Она-то пустит нас переночевать, только в ее доме нет лифта, и нам придется
идти пешком.
- Не беда, - сказала Аля. - Мы станем отсчитывать этажи, а читатели
будут записывать, чтобы мы не сбились со счета.
Они открыли старую скрипучую дверь и двинулись вверх по темной
лестнице. 1-й этаж. 2-й. Написали? 3-й, 4-й, 5-й, 6-й, 7-й, 8-й, 9-й,
10-й.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Пришли! Постучали. Буква Д - Добрая Дуня - крикнула из-за двери:
- Входите, не заперто!
- Здравствуй, А, душечка, - обрадовалась Дуня. - Кого это ты привела
ко мне в гости?
Аля пожала пухленькую ручку Доброй Дуни и назвала себя:
- Аля.
Дуня тоже пожала Алину руку, улыбнулась и запела песенку:
Дикий удод наклевался ягод. Умный удод - он наелся на год. Наелся
удод - и песни поет Ясные летние дни напролет.
Аля удивилась, но постеснялась спросить, что эта песенка значит.
Поэтому догадываться вам придется самим.
Буква А стала рассказывать Дуне про Кляксича, но Дуня ее перебила.
- Знаю, - сказала она. - Кляксич утром был здесь. Грозил всем буквам,
что заменит их кляксами, если они впустят букву А обратно в Букварь. Он
еще хвастался, что уже поссорил некоторые буквы между собой. Кляксич
рассказывал это своим приятелям Помарке и Описке, а я вышла на балкон и
все слышала.
- Куда же они девались потом? - спросила Аля.
- Потом они вместе отправились к букве Л, чтобы схватить ее и
засадить под замок. Некоторые буквы боятся и слушаются Кляксича. Но только
не я. Я-то знаю, что на свете самая добрая вещь - это дружба.
- Ты не заметила, по какой дороге они пошли? - спросила буква А.
- По-моему, вон той дорогой, через лес, к букве Л. Отдохните немного,
поешьте, я сейчас угощу вас дыней.
Аля и буква А прилегли на диван. Дуня отправилась в кухню. Она
стучала тарелками и ножами и тихонечко напевала:
Доброе утро, новенькая яхта,
Утро доброе, синяя волна!
Новенькая яхта, а вон там в горах-то
Ясная звездочка все еще видна!
"Что за странные песенки поет Дуня?" - опять подумала Аля, так и не
догадавшись, в чем дело. Ну, а вы догадались? Если нет, еще раз прочтите
Дунины песенки и обратите внимание на первые буквы в начале каждой строки.

4
Рано утром Аля и буква А пошли прямо через поле к лесу. На опушке
леса стояла старая, завалившаяся набок избушка.
В ней жили две бедные старушки Е и Ё. Они были от рождения страшно
забывчивы и рассеянны. Они вечно теряли вещи, деньги, роняли кошельки,
забывали сумки. Когда кто-нибудь находил их добро и приносил им, они уже
ничего не помнили. Если спрашивали у Ё: "Это ваше?" - она качала головой и
говорила: "Наверное, ее". Спрашивали у Е: "Это ваше?" - она тоже качала
головой и говорила: "Наверное, ее". Что же было делать? Соседи брали вещи
себе, а Е и Ё тут же об этом забывали.
Путники не стали заглядывать к рассеянным Е и Ё. Они все шли и шли по
лесу, пока не увидели очень странное сооружение.
Это была, видимо, землянка, но вход в нее был замаскирован, двери они
не нашли.
- Кто здесь живет? - спросила Аля громко.
- Мы, - ответили ей два голоса одновременно.
- Кто вы такие?
- Мы не знаем, - ответили голоса. - Мы каждый день меняемся. Один
день мы Журавль и Заяц, другой - Жаба и Зебра, третий - Жук и Зяблик.
- А кто вы сегодня?
- Мы сегодня Жужелица и Землеройка.
"Что это за буквы?" - подумала Аля, но сразу не сумела сообразить.
- Выходите же, нам надо поговорить, - сказала она, надеясь, что когда
увидит их, то поймет, какие это буквы.
- Мы не выйдем, - ответили оба голоса.
- Почему?
- Мы стесняемся.
- Тогда хоть скажите, как найти букву Л?
- Идите направо. Отсчитайте пять шагов. Потом идите налево, считайте
в обратном порядке. Потом от пяти елочек - опять направо. Елочки вам
придется нарисовать, потому что наш лес - лиственный. Сделайте десять
шагов. Отыщите в заборе калитку. Там живут три буквы. Они скажут.
- Спасибо, сказала Аля этим странным буквам и, повернувшись направо,
она вместе с буквой А принялась считать: 1, 2, 3, 4, 5, потом они
повернули налево и опять начали считать: 5, 4, 3, 2, 1.
1 2 3 4 5 5 4 3 2 1
- Ну, рисуй елочки, - сказала Аля.
- Мне нечем, - ответила буква А.
- Ой, а где мой карандаш? - испугалась Аля. - Ну конечно! Забыла его
у Г, когда решала ее дурацкую задачу. Что же теперь делать?
Они сели на пенек. Буква А тут же ударилась в слезы. Але тоже было
невесело.
- Может быть, нас опять выручат читатели? - размышляла она вслух. -
Ведь не так трудно нарисовать елочки, если у тебя есть тетрадь и карандаш
под руками.
- Ах, не знаю, - всхлипнула буква А. - Подождем.

5
Конечно, Аля оказалась права. Читатели нарисовали все пять елочек.
И вот путешественники остановились перед калиткой в высоком тесовом
заборе.
За забором стоял просторный бревенчатый дом. Там жили буква И, буква
Ы и буква Й. Букву Й звали Тимофей. И с Ы целыми днями сидели на террасе и
спорили, кто из них главнее.
- Я, - утверждала буква И, - потому что я могу сказать слово
"микроб".
- Это не так важно, возражала Ы. - А сумеешь ли ты сказать слово
"мормышка"?
- Мне и не к чему говорить этот вздор. Я выражаюсь поэтично: "ирис,
миндаль, мимоза, миг".
- Не спорю. Зато ты не можешь сказать самого главного слова - "мы".
Так они препирались целыми днями. А когда им надоедало ссориться, они
распевали свою любимую песенку:
На полу скребется мЫшка,
Спит в берлоге бурый мИшка,
Этот мишка очень мИл,
Только лапы он не мЫл.
Пока они спорили или пели, Тимофей занимался хозяйством: подстригал
усики у гороха, чесал брюшко тыкве и вышивал крестиком.
Аля и буква А вошли в калитку.
На террасе посвистывал большой старинный самовар, на белой скатерти
все было накрыто к утреннему чаю.
- Можно? - спросила Аля.
- Милости просим, милости просим, - закивала буква И.
- Мы вам рады, мы вам рады, - вторила буква Ы. - Чайку?
- Тимофей, пожалуйста, еще два прибора, - попросила буква И.
За чаем выяснилось, что Кляксич с дружками проходил тут еще вечером.
Дома был только один Тимофей. Тимофей понял из их разговора, что они
отправились на левый берег реки Чернилки к букве Л и собираются ее
схватить. Зачем и за что, он не понял. Они велели Тимофею ни в коем случае
никому не рассказывать, куда они пошли.
- Очень мило! - воскликнула буква И. - Какой-то негодник, даже не
буква, а клякса, будет нами командовать!
- Выскочка! - негодовала буква Ы.
Разузнав дорогу на левый берег Чернилки и поблагодарив хозяев, Аля и
буква А двинулись в путь.

6
Скоро показалась речка Чернилка. Она текла между высоких лесистых
берегов. Над лиловыми волнами кружились ласточки. Моста, по которому можно
было перейти на левый берег, не было. Вчера здесь был ураган. Видно, мост
снесло ураганом.
Уровень Чернилки поднялся. О том, чтобы перейти вброд, не могло быть
и речи. Вплавь тоже нельзя было перебраться - течение в этом месте было
очень быстрое.
- Давай спилим сосну, - предложила буква А. - Перекинем ее на тот
берег.
- Интересно, чем же ты будешь пилить? - спросила Аля ехидным голосом.
Буква А стала кричать, чтобы кто-нибудь с того берега пригнал лодку.
Но никто не откликался.
Аля придумала, как быть.
- Давай вытряхнем бублики, - скомандовала она. - Мы перекинем строчку
с берега на берег и по ней пройдем, как по мосту.
Так они и сделали. Буква А быстро перебежала на ту сторону. Но как
только Аля ступила на этот самодельный мост, строчка под ней закачалась и
прогнулась. Але стало страшно.
- Надо укрепить мостик палочками! - закричала буква А с того берега.
- Какими палочками, раз у меня нет карандаша? Чем мне написать
палочки? Ой! Ой! - У Али закружилась голова. Вот-вот строчка провалится!
Скорее, скорее, не теряя ни минуты, все, у кого есть карандаш и
бумага, - целую строчку палочек!..
! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! !
Ну вот, Аля перебралась на тот берег. Сколько времени упущено! Они
пустились бегом. Добежали до маленького чистенького домика буквы Л. Но что
это? Никого нет. Калитка стоит настежь. Двери открыты. В доме - никого.
Только сидит в будке и даже не лает собачка Ленточка. Следы многих ног
ведут от калитки влево.
Аля и буква А пошли по следам. Следы привели к сараю. У дверей сарая
сидели вооруженные до зубов буква К и буква М. Аля сразу обо всем
догадалась. Конечно, они стерегут в сарае беднягу Л.
- Куда? - крикнула буква К.
- Нам нужно видеть Л, - сказала Аля. - Эта буква нужна мне, чтобы
подписать письмо. - И она сделала еще шаг к сараю.
Буква К выхватила револьвер.
- Ни с места! Кира мыла раму. У Киры косы.
- Что ты бредишь? Лучше открой дверь, - сказала Аля.
- Нельзя, - сурово отвечала буква К. - Косы хороши. Кира мала.
- Что это с ней? - спросила Аля у М.
М улыбнулась и показалась не такой уж свирепой, как с первого
взгляда.
- Эта буква К долго работала в старом букваре. А когда написали новый
букварь, взяли туда букву К помоложе. А эта обиделась. Она считает, что
тот букварь был лучше. Вот и бормочет слова, которые были в старом букваре
на ее странице.
- Каша. Кони. Сук. Сок. Ком, - подтвердила буква К.
- Кляксич обещал ей поставить кляксу на новое К. Вот она и
подлизывается.
- А ты, ты-то что? - вознегодовала буква А.
- А я что? Я не злая. Мед. Малина. Мак. Мармелад, - добавила буква М
в подтверждение своей доброты.
- Так помоги же нам. Давай выпустим ни в чем не повинную букву Л, а в
сарай запрем эту злую букву К.
- Можно, - сказала буква М.
Не успела злющая буква К оглянуться, как оказалась в сарае, а буква Л
радостно выбежала навстречу Але.

Было бы отлично, чтобы книга Аля, Кляксич и буква "А" автора Токмакова Ирина понравилась бы вам!
Если так будет, тогда вы могли бы порекомендовать эту книгу Аля, Кляксич и буква "А" своим друзьям, проставив гиперссылку на страницу с данным произведением: Токмакова Ирина - Аля, Кляксич и буква "А".
Ключевые слова страницы: Аля, Кляксич и буква "А"; Токмакова Ирина, скачать, бесплатно, читать, книга, электронная, онлайн